Методические рекомендации по развитию мелкой моторики
(материалы предоставлены РПМПК г.Алматы)
Достаточная двигательная активность ребенка, удовлетворение его потребности в движении, а главное – возможность ребенка выполнить эти движения – оно из условий полноценного развития малыша. Необходимо развивать как общую моторику, так и мелкую. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Развивать общую и мелкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. В первый раз покажите упражнения и объясните как их делать, во второй раз – выполните упражнение вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. На третий раз предложите ребенку выполнить ваши задания самостоятельно без вашего участия. На ряду с моторикой будут развиваться внимание и память.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.
«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Приводим два блока заданий: первый — это работа с пальчиками; второй — это работа со счетными палочками, спичками.
В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Например, такой рассказ.
Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).
При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомимся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.).
ЗНАКОМСТВО СО СЧЕТОМ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ
При составлении фигурок из палочек можно проводить следующие занятия:
- Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
- Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
- Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).
- Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку.
- Самому придумать и сложить фигурку.
|
- I. ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ
|
|||
|
Очки Бабушка очки надела И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
|
||
Флажок
Я в руке флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) — вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
|
|
||
|
|||
|
|
|||||
|
|||||
Ёлка Ёлка быстро получается, если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
|
|||||
Кошка А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы опираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
|
|
||||
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
|
|
- II. ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛОЧЕК
Квадрат Четыре палочки сложил И вот квадратик получил.
|
|
||
Треугольник У треугольника три стороны, И они могут быть разной длины.
|
|
||
Кубик У кубика много равных сторон. Можно построить из кубиков дом.
|
|
||
Трапеция Трапеция больше на крышу похожа. Юбку рисуют трапецией тоже. Взять треугольник и верх удалить — Трапецию можно и так получить. |
|||
Прямоугольник Прямоугольник квадрата длиннее. Фигура попроще, рисуем смелее.
|
|
||
Звездочка Звезды нам с небес сияют, Ночью путь нам освещают.
|
|
||
Рыбка Рыбка плавает в воде. Плещется, играет.
|
|
||
Флажок В руки я флажок возьму И на праздник с ним пойду.
|
|