Методические рекомендации по развитию мелкой моторики

(материалы предоставлены РПМПК г.Алматы)

 

Достаточная двигательная активность ребенка, удовлетворение его потребности в движении, а главное – возможность ребенка выполнить эти движения – оно из условий полноценного развития малыша. Необходимо развивать как общую моторику, так и мелкую.  Уровень развития речи де­тей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается вы­раженная в разной степени общая моторная недостаточ­ность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с рече­вой функцией.

Если развитие движений пальцев соот­ветствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев от­стает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Развивать общую и мелкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. В первый раз покажите упражнения и объясните как их делать, во второй раз – выполните упражнение вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. На третий раз предложите ребенку выполнить ваши задания самостоятельно без вашего участия. На ряду с моторикой будут развиваться внимание и память.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возра­сте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение боль­ше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упраж­нения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревян­ные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно зани­маться конструированием из кубиков, собирать различ­ные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выпол­няют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стишки:

 

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Если упражнения вызывают у детей некоторые труд­ности, то родители помогают ребенку удерживать осталь­ные пальчики от непроизвольных движений.

 

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательно­го, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» — указательный и средний пальцы пра­вой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хо­бот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопы­ренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребе­нок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происхо­дит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение на­выков письма.

Приводим два блока заданий: первый — это работа с пальчиками; второй — это работа со счетными палочка­ми, спичками.

В первом блоке подобраны фигурки, которые изобра­жают предметы, животных, птиц. Все фигурки с неболь­шим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовле­кать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание неболь­ших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровожде­нием построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испу­гался и убежал (изобразить кота).

При хорошей фантазии родителей можно придумы­вать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопро­вождать изображением различных фигурок из пальцев.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполня­лись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приноси­ли ему радость.

Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счет­ных палочек или спичек. Вначале знакомимся с геомет­рическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, что­бы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Эти упражнения можно проводить со всеми деть­ми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (за­икание и т. п.).

ЗНАКОМСТВО   СО  СЧЕТОМ И  ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ  ФИГУРАМИ

При составлении фигурок из палочек можно прово­дить следующие занятия:

  1. Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
  2. Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.
  3. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).
  4. Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку.
  5. Самому придумать и сложить фигурку.

 

 

 

 

 

  1. I. ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ

 

Домик

Дом стоит с трубой

и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую ли­нию (труба, балкон).

 

 

 

 

 

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

 

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образу­ют колечко. Колечки поднести к глазам.

 


 

Флажок

 

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указатель­ный, средний, безымянный и ми­зинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

 

 

 

Лодка

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ре­бро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

 

 

 

Цепочка

 Пальчики перебираем

 И цепочку получаем.

 

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, боль­шой — средний и т. д. Это уп­ражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

 

— указательный, боль­шой — средний и т. д. Это уп­ражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчикиЦепочка

Пальчики перебираем И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, боль­шой — средний и т. д. Это уп­ражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики

 

 

 

 

Стол

У стола четыре ножки,

Сверху крышка,

как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это уп­ражнение, можно менять положе­ние рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Мож­но делать попеременно на счет раз.

 

 

Стул

 

Ножки, спинка и сиденье —

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части пристав­ляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выпол­няет это упражнение, можно ме­нять положение рук попеременно на счет раз.

 

 

             Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел —

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «ще­потке» и соприкасаются кончика­ми. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное по­ложение.

 

 

 

 

 

Ёлка

Ёлка быстро получается,

если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

пальчики ты разведи.

 

Ладони от себя, пальчики про­пускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

 

 

 

 

Кошка

А у кошки ушки

на макушке,

Чтобы лучше слышать

мышь в ее норушке.

 

Средний и безымянный пальцы опираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

 

 

 

 

Зайка и ушки

 

Ушки длинные у зайки,

         из кустов они торчат.

 

Он и прыгает, и скачет,

 

         веселит своих зайчат.

 

Пальчики в кулачок. Выста­вить вверх указательный и сред­ний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

 

 

 

 

 

  1. II. ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛОЧЕК

                                                                         

 

        Квадрат

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

 

 

 

         Треугольник

У треугольника

три стороны,

И они могут быть

разной длины.

 

 

 

 

Кубик

У кубика много

равных сторон.

Можно построить

из кубиков дом.

 

 

 

Трапеция

Трапеция больше

на крышу похожа.

Юбку рисуют

трапецией тоже.

Взять треугольник и верх

удалить —

Трапецию можно

и так получить.

 

Прямоугольник

Прямоугольник

квадрата длиннее.

Фигура попроще,

рисуем смелее.

 

 

 

 

Звездочка

Звезды нам с небес сияют, Ночью путь нам освещают.

 

 

 

 

Рыбка

Рыбка плавает в воде. Плещется, играет.

 

 

 

 

 

 

 

Флажок

В руки я флажок возьму

И на праздник с ним пойду.