Рекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности детей третьего года жизни.
(Материалы предоставлены РМПК г.Алматы)
Как развивать познавательную деятельность ребенка.
В умственном развитии ребенка игры-занятия с дидактическими игрушками по-прежнему занимают важное место. Дети двух лет уже имеют навыки игры с этими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в более сложных вариантах. При этом обращается внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках и других расписных игрушках.
Ребенок анализирует свойства предметов, находит закономерности в них, сравнивает их между собой. Эти умения позволяют детям 3-го года жизни решать более сложные задачи на подбор, группировку, соотнесение предметов с ориентировкой на 2 свойства одновременно (цвет и форму). Они выполняют эти задания сравнительно легко, меньше прибегают к практическим сопоставлениям, меньше опираются на наглядность, решая уже часть действий в умственном плане.
Так же, как и на 2-м году жизни, используется 5 видов дидактических игрушек: для нанизывания (различные пирамидки); объемные геометрические фигуры для вкладывания и выкладывания (шары, кубы, конусы, цилиндры); сборно-разборные трехместные матрешки, яйца, бочата и др .
Если ребенок 2-х лет собирает пирамидку из 4-5 последовательно уменьшающихся колец с помощью взрослого, то на 3-м году его обучают выполнению этого задания самостоятельно. С этой целью вначале предлагают собрать одноцветные пирамидки из 4-5 колец, а затем собрать 2 такие же пирамидки красного и синего или желтого и синего цветов, т.е. с ориентировкой одновременно на величину и цвет колец.
От 2,5 до 3 -х лет дети уже умеют собирать пирамидки путем чередования деталей по цвету, форме или величине, т.е. действуют в определенной системе вначале по показу, а затем по словесной инструкции.
Игры с объемными геометрическими фигурами (шарами, кубами и др.) усложняются за счет выполнения действий, требующих более тонкой зрительной дифференцировки. Дети в возрасте 2-2,5 лет уже вкладывают в занимательную коробку предметы одинаковые по форме, в трех величинных соотношениях: большой, поменьше, маленький.
Различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенку 3-го года жизни: воспитывают умственно, физически и эстетически, повышают работоспособность, формируют желание и умение учиться.
Научите показывать по просьбе большой и маленький предмет.
- Соберите коллекцию больших и маленьких вариантов предметов одного типа (большой и маленький конверты, карандаши, камни, ботинки, куртки, тарелки, машинки, стулья, печенье и т.д.).
В течение недели сами показывайте и называйте ребенку большие и маленькие предметы. После этого начинайте просить ребенка показывать большие и маленькие предметы.
Положите перед ребенком большой и маленький карандаши. Попросите его провести по бумаге линию большим карандашом. В случае успеха похвалите ребенка. Повторите с другими предметами.
- Попросите ребенка найти в доме большие и маленькие предметы.
- Закрепляйте данные понятия в движении: предложите ребенку сделать большие и маленькие шаги, большие и маленькие прыжки, сесть на большой и маленький стульчик и т. д.
Научите различать предметы различной формы.
Сделайте «поверхность с отверстиями» круглой, треугольной и квадратной формы из коробки из-под обуви. Выпилите из фанеры или вырежьте из толстого картона несколько фигур соответственно отверстиям. Покажите ребенку, что от него требуется, сбросив в отверстие одну фигурку. Затем дайте ребенку другую фигурку и, если необходимо, покажите куда вставлять фигурку. Помогите ребенку, направляя его руку к отверстию, Сокращайте свою помощь по мере приобретения им этого навыка. Постоянно хвалите ребенка за успехи.
Положите формы рядом с соответствующими отверстиями и пусть ребенок вставит их в нужное место. Хвалите ребенка после каждого правильного ответа. Обведите отверстия разными цветами, чтобы ребенку нужно было сбросить красный круг в красное отверстие или синий треугольник в синее отверстие или оранжевый квадрат в оранжевое отверстие. Когда ребенок научится справляться с таким заданием, уберите подсказку - цвет.
Научите собирать пирамидку из 4-5 колец одного цвета.
Поставьте перед малышом пирамидку, собранную по убывающей величине колец. Предложите разобрать ее. Сначала научите снимать крышечку, затем кольца. По мере того, как ребенок собирает пирамидку, давайте ему устные указания: «Возьми самое большое колечко и надень его на палочку». Из оставшихся колец вновь найти самое большое и надеть на стержень. Таким образом собрать всю пирамидку (от самого большого до самого маленького колечка).
Научите собирать матрешку, состоящую из 4-х матрешек.
Возьмите две одинаковые игрушки и пусть ребенок копирует ваши движения по мере того, как вы будете собирать матрешку.
По мере того, как ребенок собирает матрешку, давайте ему устные указания: Возьми самую маленькую матрешечку. Молодец! Теперь найди самую маленькую матрешечку из оставшихся и вставь маленькую в ту, что побольше».
Если вы пользуетесь матрешкой, состоящей из 5 матрешек, дайте ребенку сначала только первые две матрешки. Пусть он сам выберет матрешку, следующую по размеру. Ему это будет легче это сделать, поскольку придется выбирать из меньшего числа предметов. Когда он выберет нужную матрешку, предложите ребенку еще одну.
Необязательно пользоваться матрешкой: можно брать и другие игрушки, устроенные по такому же принципу (яйца, бочонки).
Научите подбирать геометрическую фигуру к ее изображению на картинке.
Начните с того, что покажите ребенку, что следует делать. Покажите мяч и картинку, на которой изображен мяч. Попросите ребенка сделать то же самое.
Возьмите круги, квадраты и треугольники. Пусть ребенок подбирает формы. Начните с того, что дайте ребенку подобрать синие квадраты к нарисованным синим квадратам, чтобы цвет служил дополнительной подсказкой. После того, как ребенок научится подбирать формы к раскрашенным рисункам этих форм, переходите к нераскрашенным (контурным) очертаниям этих форм.
Научите ребенка рисовать линии.
Пользуйтесь мелом, толстыми карандашами, цветными карандашами, маркерами и фломастерами. Прикрепите бумагу к стене. Пусть ребенок понаблюдает за тем, как вы проводите вертикальную линию сверху до самого низа. Попросите ребенка сделать то же самое.
Если нужно, помогите ему. Сделайте картонный трафарет, чтобы с его помощью направить вниз линию ребенка. Таким же образом научите ребенка рисовать горизонтальную линию, круг, квадрат, треугольник.
Научите подбирать предметы по цвету.
Начните с двух цветов красного и белого; подберите несколько кубиков: красного и белого цветов. Раскладывайте кубики в две кучки: красные в одну, белые - в другую, при этом проговаривая: «Красные - сюда, белые - вот сюда».
Предложите ребенку самому разложить кубики по цвету. Если нужно, направляйте его руку и помогите правильно разложить кубики в кучки.
Затем научите его по вашей просьбе показывать кубик того или иного цвета. Используйте другие предметы окружающего быта.
Когда ребенок научится различать цвета по названию, попросите его сначала повторять за вами, а затем самому называть цвета.
Когда ребенок усвоит два цвета, добавьте еще один синий, а затем по одному: желтый, зеленый, черный.
Радуйтесь успехам ребенка, чаще хвалите его.