Рекомендации для родителей по развитию

познавательной деятельности детей первого года жизни.

 

(Материалы предоставлены РМПК г.Алматы)

 

Игрушки для детей от рождения до шести месяцев.

Мобиль — расположенный над кроваткой, — первая игрушка.

Игрушки для разглядывания — расписные тарелки, блюда, под­носы, коврики, бусы, шарики на веревочках, звучащие резинки для волос, перья, слегка надутые воздушные шарики (тогда они не лопнут), яркие цветы из бумаги, небьющиеся елочные укра­шения, матрешки, разноцветные пасхальные яйца и мыльные пузыри.

Игрушки для ощупывания под присмотром взрослого — неболь­шие мягкие игрушки с бисером внутри, сшитые мешочки или мя­чики из различной ткани (шелк, искусственный мех, кожа, бар­хат и т. д.), не туго набитые гречкой, фасолью, ватой; легкие пла­стмассовые стаканчики или мисочки, соломенная подставка под горячее, резиновые и пластмассовые коврики. Малыш испытывает все новые и новые ощущения от прикосновения к различ­ным вещам.

Предметы для поглаживания ребенка — кусочки меха, разных тка­ней, ваты; перышки.

Предметы для развития слухового анализатора — кроме погре­мушек и колокольчиков, используйте целлофан, шуршащую га­зету, закрытую пластмассовую бутылку с бусинками или крупой. Немного позже для этого подойдет бубен.

В первые месяцы жизни у ребенка формируется положительная реакция на звучащие предметы. Но они должны издавать нерез­кий, мягкий звук и ни в коем случае не пугать малыша. Маленькое зеркальце или игрушка с зеркальцем — для разгляды­вания себя. Малыш будет учиться общаться сам с собой с помо­щью зеркала.

Игрушки для разглядывания, затем толкания, затем хватания, удер­живания и перекладывания из руки в руку — деревянная ложка, яркие мячи разных размеров, погремушки, кубики, конусы, коль­ца, крупные бусы на леске.

Игрушки, издающие звук при манипуляции, — неваляшка, игруш­ки-пищалки, музыкальная шкатулка; мяч, гремящий при передви­жении; колокольчики. Они дадут возможность понять малышу, что его действие может иметь какой-то результат. Большой надувной мяч — для занятий физкультурой и «пинания» ногами в кроватке.

Надувной круг — для лежания внутри него на спине и на жи­воте.

Показывайте малышу яркие, в первые месяцы — лучше оран­жевые и красные игрушки, но помните, что их не должно быть много, не больше двух-трех. Расстояние от глаз ребенка до игруш­ки должно быть не меньше 25-30 см — тогда они не занимают все поле зрения. Это необходимо для того, чтобы малыш мог смот­реть не только на игрушку, но и мимо, вдаль. Мышцы хрусталика при этом расслабляются — и глаз отдыхает. А если ребенок смот­рит только на близко расположенные игрушки, то мышцы дли­тельное время находятся в напряжении, что очень сильно напря­гает глаза.

Некоторое время спустя вы заметите, что у малыша появились любимые игрушки, которые он явно предпочитает. Меняйте игруш­ки, оставляйте любимые в поле его зрения чуть дольше. Радость уз­навания игрушки ребенок проявляет в виде «комплекса оживления* (движения рук, ног, туловища, улыбка и гуления) — свидетельства того, что ребенок начинает запоминать, узнавать любимые игруш­ки, а также маму и близких.

 

Как развивать познавательную деятельность ребенка в возрасте от 0 до 3 месяцев.

Привычка наблюдать, что происходит вокруг, чрезвычай­но важна для развития ребенка. Именно таким путем он приобретает свои знания об окружающем мире. Нужно с самого раннего детства сделать так, чтобы окружающее было интересным для ребенка, привлекало бы его взор.

  1. Самый простой способ стимулировать у ребенка сле­жение глазами за движущимся объектом состоит в следу­ющем. В полутемной комнате зажгите ручной фонарик, луч­ше закрыв лампочку полупрозрачной цветной бумагой. Поместите этот фонарик (лампочку) перед лицом ребенка на расстоянии 25 см от него, и затем ведите его медленно сначала вправо и влево, а затем вверх и вниз.
  2. Подвесьте мобиль над кроватью ребенка и укрепите на нем разные яркие предметы, привлекающие внимание ребенка. Варианты мобиля - кольцо с дырочками, детский обруч или вешалка для одежды к которым привязываются игрушки. Другое простое решение состоит в том, чтобы прикрепить к спинке кроватки два шеста, натянуть между ними веревочку, и на ней уже подвесить мобиль. Основной смысл состоит в том, что висящий на длинном шнуре мо­биль (вешалка) может качаться во всех направлениях, по­ворачиваться вокруг собственной оси, и, главное, эти дви­жения могут продолжаться достаточно долго после одно­кратного толчка. Поскольку, привязываемые к мобилю пред­меты будут находиться вне досягаемости ребенка, то это могут быть, например, елочные игрушки (только не стек­лянные, так как они могут разбиться), склеенные из цветной бумаги кубики или другие фигурки, шарики из фольги или просто цветные ленты, яркие прищепки. Важно, чтобы эти предметы не на­доедали ребенку. Хорошо каждые два-три дня менять хотя бы один предмет.
  3. Если Ваш ребенок не обращает внимания на висящие над ним игрушки, сделайте из картона и цветной бумаги оранжевый круг диаметром 12см, в центр которого, для облегчения зрительного сосредоточения приклейте яркое «пятно» - синий кружок диаметром 5см. Затем попробуйте нарисовать и повесить изображение человеческого лица. Сделайте это лицо достаточно большим, около 10 см в ди­аметре, раскрасьте глаза, губы, щеки и волосы. В случае успеха его у Вашего ребенка, Вы сможете потом нарисо­вать несколько лиц с разным выражением (смеющееся, удивленное, спокойное) и их менять.
  4. Внимание ребенка легче всего привлечь движущими­ся предметами. Простейший способ приводить в движе­ние мобиль с игрушками или воздушный шарик состоит в том, чтобы соединить их ниткой или шнурком с ручкой (или ножкой) ребенка. Бодрствующий ребенок очень редко ле­жит неподвижно, он обычно двигает руками и ногами. Очевидно, ребенок вначале не заметит существования какой-то связи между своими движениями и движением мобиля (вешалки) с игрушками или шарика. Однако, не исключено, что когда-то он обратит на это внимание, и это может оказаться началом формирования у него произволь­ных движений. Можно на этом же шнурке, рядом с шари­ком, укрепить колокольчик или бубенчик. Это будет еще более интересно для ребенка.                  

5.Нарисуйте на деревянной ложке большие глаза и рот. Можно приклеить предварительно вырезанные из бумаги глаза, рот, нос.

Положите Малыша на живот. Сами встань за его спиной, покажите ему ложку на расстоянии 50 см. Положите ее поближе к ручкам, покрутите, покатайте ее. Можно подвесить ее к спинке кроватки — тогда она сможет покачиваться.

           6.Воспроизведите звук погремушки или колокольчика, но так чтобы ребенок не видел источник звука и стреми­тесь вызвать у него слуховое сосредоточение. Затем пока­жите ребенку игрушку, издавшую звук. Позже усложните задание: звучащий предмет сразу ребенку не показывайте, побуждайте его к активному поиску источника звука.

            7.На 2-3 месяце берите ребенка на руки вертикально, поддерживая его за спинку. Поднесите его к полке, распо­ложенной на уровне глаз, где стоит одна яркая игрушка. Ребенок должен хорошо видеть игрушку, чтобы у него была возможность проявить самостоятельность в зрительном поиске. Затем другой взрослый может взять игрушку и ак­центировать внимание малыша на ней: встряхнуть, извлечь звук, назвать ее. Можно  приближать или удалять к ребенку предмет, называть его, интонационно выделяя голосом, чуть замедляя свою речь, чтоб вызвать у малыша активный ис­следовательский интерес к предмету.

Как развивать познавательную деятельность ребенка  в возрасте 4-6 месяцев.

В этом периоде у ребенка по отношению к внешнему миру появляется исследовательское поведение. Оно про­является в том, что увидев новый предмет, малыш пытается его схватить, ощупывает, трясет, бьет им по столу или кро­вати, тянет его в рот. Поощрение этого поведения крайне важно для поддержания и развития такой черты характера как любопытство. Как известно, именно любопытство явля­ется движущей силой приобретения знаний, т. е. дальней­шего интеллектуального развития ребенка.

Следует помнить, что ребенок продолжает испытывать удовольствие от того, что мама держит его на руках, прижи­мает к себе, качает. Особенно бурные положительные эмо­ции вызывают у малыша, если его поднимают в воздух, кру­жатся с ним, качают на руках и коленях, сопровождая эти действия различными восклицаниями, стихотворной речью или песенкой. Кроме того, все эти действия осуществляют стимуляцию его вестибулярного аппарата.

Погремите яркой погремушкой или попищите рези­новой игрушкой сбоку от лица ребенка. Когда он повер­нется к игрушке и попытается ее схватить, дайте ее ему в руки и не  мешайте потом тянуть ее в рот. Используйте для захватывания и ощупывания самые разнообразные пред­меты и игрушки - твердые, мягкие, гладкие, шершавые, лег­кие и тяжелые.

Если ребенок еще не тянется к игрушке, на которую он смотрит, вы можете легонько дотронуться игрушкой его руки, подняв ручки так, чтобы он видел и руки и иг­рушку. Вложите затем игрушку ему в руки.

Если ребенок еще не тянет игрушку в рот, вложите ему в ручку чистую  погремушку или кольцо, помогите ему приблизить ручку с игрушкой ко рту. Хорошо, чтобы повер­хность кольца и погремушки была неровной, с выпуклостя­ми и впадинами. Это стимулирует исследование игрушки ртом.

Натяните шнурок поперек кровати ребенка и подве­шивайте к нему поочередно разные предметы, сильно от­личающиеся между собой как по виду, так и на ощупь. Ими могут быть различные небольшие игрушки, бигуди, шарик, кольцо из пластика, мешочки с разным наполнением (горохом, фасолью, рисом и т.д.), деревянные и металличес­кие ложки, деревянные кубики, новые зубные щетки, и т.д. Прикрепите их к шнурку так крепко, чтобы ребенок не мог их отцепить или проглотить. Давайте возможность Вашему ребенку рассматривать и хватать эти предметы.

Соберите несколько игрушек, которые ребенку удобно держать и не опасно брать в рот. Хорошо, чтобы они были разных цветов, отличались бы на ощупь и, еще лучше, чтобы они также звучали при сдавливании, ударах по ним или при встряхивании. Периодически меняйте игрушки.

              6.Используйте такие предметы и игрушки, манипуляции с которыми приводят к определенному результату: при сжимании резиновой игрушки, извлекается звук, поворачи­вая кольцо, обнаружить изменение цвета, подтягивая за один конец игрушку-подвеску, изменить положение другого.         

         7.Не мешайте Вашему ребенку разочек-другой поисследовать руками пищу, которую Вы ему предлагаете. Пусть он засунет пальцы в тарелку с кашей или в чашку с соком. Конечно, он напачкает, но, вполне вероятно, что при­влекательность этой пищи для него возрастет.

         8.Если вы не сделали это раньше, самое время знакомить малыша с собственным отражением в зеркале. Ему интересно следить за ка­чанием своей головы, взмахами собственных рук. Спустя некоторое время он начнет заигрывать сам с собой и общаться со своим от­ражением.

Поверните малыша спиной к себе, возьмите на руки и поднеси­те к зеркалу так, чтобы он себя видел. Обычно малыш удивленно разглядывает себя. Если же он не смотрит в зеркало, постучите по нему или проведите ручкой малыша по его поверхности.

Игра знакомит малыша со своим отражением в зеркале.

  1. «Звучащая игрушка». .Для этой игры нужна игрушка с кнопками, издающая различные звуки: игрушечный мобильный телефон, маленькое пианино, музы­кальная шкатулка и пр.

Положите малыша  на живот, а сами встаньте вне поля его зрения. По­ложите перед ним на расстоянии вытянутой руки игрушку. Подож­дите зрительной реакции малыша. Если он не тянет свою ручку к игрушке, возьмите его кисть и погладьте пальчиками игрушку, пока еще не извлекая звука. Дайте малышу наиграться игрушкой по-сво­ему, а сами понаблюдайте, не торопите его. Спустя некоторое время, стоя за спиной ребенка, возьмите его указательный пальчик и мяг­ко нажмите на одну из кнопок. Если это простой звук, пропойте его: «Ля-ля, Катенька». Больше не помогайте малышу, дайте ему возможность самому играть с игрушкой.

На следующий день снова поставьте  перед ребенком игрушку, дайте ему немного поиграть, а затем отодвиньте  чуть дальше — для стимуляции ползания. Обычно в ответ на это малыш или тянет на себя одеяло, на котором лежит игрушка, или старается дотянуться до игрушки сам.

Ребенок должен понять, что без его собственных движений рук игрушка не заиграет. Сначала это должны быть негромкие, спокой­ные, мелодичные звуки. Если же вы увидите, что напев малышу не нравится или он пугается каких-то звуков, вздрагивает, — отложите игру на две-три недели и повторите попытку.

Овладение ребенком способностью согласовано дей­ствовать обеими руками очень важно для его развития,

8.Начинайте учить ребенка хлопать в ладоши. Сначала
возьмите его ручки в свои и хлопайте ими друг о друга. При этом пойте песенку «Ладушки, ладушки». При словах «Полетели, полетели, на головку сели» положите ручки ре­бенка ему на голову. Продолжайте эту игру много раз. Стре­митесь к тому, чтобы ребенок сам клал свои ручки себе на голову.

               9.Привлекайте внимание ребенка к его рукам тем, что возьмите их в свои руки, подуйте на них, поцелуйте, а потом двигайте их по вашему лицу. При этом делайте так, чтобы разные руки ребенка выполняли разные действия. Напри­мер, держите правую руку ребенка на своих губах (и шеве­лите ими при этом), в то время как другой рукой похлопы­вайте себя по щеке. Потом поменяйте руки.

  1. Предлагайте ребенку игрушки (мячики, куклы, куби­ки) разной величины и разной тяжести. На примере боль­шой или тяжелой игрушки продемонстрируйте ребенку, что используя две руки можно удержать предмет, который не удержать одной рукой.
  2. Предложите ребенку, держащему игрушку в правой руке, еще одну игрушку. Если он не переложит первую иг­рушку в левую руку, помогите ему это сделать и дайте но­вую игрушку в правую руку, так чтобы он теперь держал в каждой руке по игрушке. Постучите теперь игрушкой в пра­вой руке по игрушке в левой руке.

 

Игрушки для детей от семи месяцев до года.

Небьющиеся банки с различными крышками, в том числе и завинчивающимися, шкатулки, пеналы. Миски, которые можно вставлять одну в другую. Корзинка, сумочка, большая коробка (без
крышки) и поменьше. Детское ведро.

Геометрические фигуры, кубики и цилиндры, которые можно про­сунуть в специальные прорези в крышке или коробке. Заводные механические игрушки — машинка, мягкие или твер­-
дые фигурки зверей.

Кубики, конусы, цилиндры — разного цвета.

Тряпичная кукла с гнущимися ручками и ножками, без длинных волос, с чепчиком, который малыш сам надевает и снимает.

  • Клеенчатые книжки с одной крупной картинкой без лишних деталей. Изображения животных, фотографии членов семьи.

Емкости и заводные игрушки для игры с водой.

Минимум три пластмассовых или резиновых фигурки животных.

Мягкие игрушки разного размера и цвета.

Машины — одна из них обязательно с веревочкой и большим ку­зовом.

Барабан, Детская дудочка. Колокольчик. Металлофон. Органчик.

Игрушечный мобильный телефон. Музыкальная шкатулка.

Набор детской небьющейся посуды и столовых приборов. Же­лательно чайник с крышечкой, который ребенок сам открывает и закрывает.

Большой надувной мяч. Мяч поменьше, который при движении мелодично звучит.

Игрушки для игры вместе с взрослым: мыльные пузыри, мозаи­ка, безопасные краски для рисования пальцами, школьные мел­ки, большой лист бумаги, постеленный на пол для рисования; яркие открытки и календарики.

Пластмассовый молоток.

Пирамида с тупым безопасным стержнем, простая (три кольца), лучше надувная или пластмассовая.

 

Как развивать познавательную  деятельность  ребенка  в возрасте 7-9 месяцев.

Дайте ребенку в руки маленький предмет, который легко держать и который звучит, если его трясут. Это мо­жет быть погремушка, колечко с бубенчиками или коло­кольчиками или маленькая пластмассовая бутылочка, в ко­торую насыпано немного риса или гороха. Если ребенок не начинает трясти предметом, потрясите его рукой. Сде­лайте это несколько раз, пока он не начнет трясти сам. Тоже самое проделайте с предметом, которым можно стучать, например деревянной ложкой.

Дайте ребенку пару предметов, где один предмет надо трясти, чтобы получить звуки, а другой надо для этого сжи­мать (резиновая игрушка). Позже можно добавить предмет, которым надо стучать. Покажите, что нужно сделать с каждым предметом, предложите ребенку сделать то же самое. Помогите ребенку усвоить схему действий,  соответ­ствующую предмету. Потом дайте по несколько предметов одного и другого вида и посмотрите, как ребенок будет с ними обращаться.

Не мешайте Вашему ребенку ронять игрушки на пол и смотреть, как они падают. Когда ребенок сидит на своем высоком детском стуле, дайте ему в руки мячик. Уронив его, ребенок с интересом увидит, как мячик прыгает. Дайте ему также какой-то предмет, который издаст громкий звук при падении на (крышка кастрюли), а потом предмет не издающий звука (пеленка).

Когда ребенок уже научился держать по одному пред­мету в каждой руке, дайте ему в руки ложки, маленькие крышки от кастрюлек, деревянные игрушки и др., и подви­гайте его руками так, чтобы постучать этими предметами друг о друга. Заранее подберите предметы таким образом, чтобы звук от удара получался достаточно громким и при­ятным, тогда ребенок быстрее усвоит это действие и бу­дет чаще его пробовать для разных предметов.

Давайте ребенку различные предметы со сложной поверхностью, с дырками,  выступами, насечками. Покажите ребенку, как вы их ощупываете. Можете также взять ручку ребенка и поводить ею по этим предметам.

Дайте ребенку такие игрушки, у которых есть неболь­шие подвижные части, такие как ручки, которые нужно по­ворачивать, или кнопки, которые можно нажимать. Суще­ственно, чтобы эти действия вызывали эффект, например, приводили к зажиганию лампочки или появлению звука. Покажите ребенку, что надо сделать, дальше он будет на­стойчиво упражняться самостоятельно.

Когда вы собрались кормить ребенка, положите на сто­ле перед ним три салфетки. Покажите ребенку печенье и затем спрячьте его под одну из салфеток. Предложите ре­бенку  найти печенье. Когда он его найдет, дайте ему съесть печенье.

Используйте аналогичную ситуацию, пряча игрушку. Пусть будет две лежащие на  кровати пеленки или две по­душки, под одну из которых вы спрячете игрушку. Пусть ребенок видит, куда именно вы прячете. Предложите ре­бенку найти игрушку. Если он еще не сможет этого сде­лать, спрячьте игрушку только частично. Пусть часть игруш­ки будет видна ребенку. Потом переходите к тому, чтобы прятать по-настоящему.

Соберите побольше крышечек из пластмассы. Сложите их всех в миску, а потом рассыпьте их по столу на глазах у ребенка. Начните их собирать и пригласите ребенка де­лать то же.

  1. Возьмите миску и насыпьте туда фасоль или горох, положите внутрь миски мягкую игрушку и слегка закопай­те ее в фасоль или горох. Предложите ребенку достать эту игрушку. При этом он наверняка рассыплет горох или фа­соль по столу. Помогите ему собрать их со стола и поло­жить в миску.
  2. Во время еды предложите Вашему ребенку самому брать пальчиками маленькие кусочки еды, которые он сможет потом положить себе в рот. Ими могут быть маленькие кусочки сыра, фруктов, варе­ных (тушеных) овощей, или печенья. Управляя ручкой ре­бенка, покажите ему, как достать такой кусочек и положить его в рот. Хвалите ребенка, когда он начнет это делать сам.
  3. Нашейте на старое покрывало кусочки материи, пуговицы раз­личного цвета и размера, мотки ниток, резинки, бантики, кнопки, крючки и т. д. Причем не пришивайте крепко, а «прихватите» проч­ной ниткой, чтобы эти предметы можно было ухватить пальцами. Постелите покрывало на пол поверх ковра или одеяла. Положите малыша на живот. Игрушек пока не надо. Пусть он сосредоточится на новых предметах, ощупает их руками. Он может повернуться на бок, лечь на спину, приподняв покрывало за пуговицу или кусочек бархата. Он может сесть и стараться взять пуговичку пальчиками. Не отвлекайте внимание малыша!

Игра очень ценна для развития мелкой моторики рук, формиро­вания сосредоточенности внимания.

 

Как развивать познавательную деятельность ребенка   в возрасте 10-12 месяцев.

Мама может обучать  ребенка новым действиям, используя два подхода: она показывает, что и как нужно делать, совершая эти действия сама; если у ребенка что-то не удается, она берет его ручки в свои и помогает ему совершить требуе­мые действия.

  1. Покажите ребенку, как складывать по одному разные предметы в коробку, потом потрясите ее, Дайте ребенку послушать, затем высыпьте предметы из коробки и пред­ложите ребенку собрать их в нее.
  2. Начинайте показывать ребенку разные действия: ка­тать мячик, машинку. Покажите как можно катать мячик друг другу. Пусть вас не смущает, что у ребенка не сразу полу­ чается ловить мячик при игре.

Катание машинки вперед-назад сопровождайте какими-то звуками, типа «дрр», «вжж» или «би-би», которые ребенок сможет дальше употреблять для обозначения машины.

Если ребенок не станет сразу же подражать вашим дей­ствиям по катанию мяча и машины, возьмите его ладошки, положите их  на игрушки и покатайте их вместе . Затем предложите покатать мяч и машину по очереди, или используйте в игре два мяча или две машины, одну игрушку будете катать вы, другую - ребенок.

После того как Вы научите катать машину руками, привяжите к ней веревку и покажите ребенку, как ее можно катать за веревку. Привяжите веревку к разным игрушкам (грузовику, тележке, паровозу и т.д.), и оставьте их на полу. Пусть ребенок везет игрушки за  собой, когда он ползает или ходит по комнате,  

Покажите, как можно складывать в машину различные  мелкие предметы (кубики, крышечки от молочных бутылок, катушки) и потом везти в какое-то место, где их можно вы­сыпать.

Купите ребенку пирамидку и покажите ему, как наде­вать на стержень кольца.

Дайте ребенку поиграть со стаканчиками из пласт­массы, которые вкладывают друг в друга. Покажите ему, как это делать и предложите ему так поиграть.

 Учите ребенка разными  способами доставать нужный ему предмет. Положите перед ним шнурок, конец которого привязан к игрушке, находящейся на таком расстоянии, что ребенку ее не схватить. Потяните конец шнурка, показывая ребенку, что игрушка при этом двигается. Предложите ребенку потянуть за шнурок. Таким же образом покажите как достать  пред­мет при помощи палочки.

Начинайте учить ребенка складывать игрушки в ящик. Каждый раз перед тем, как  ребенок ложится спать, скажите ему «Помоги мне собрать игрушки». Показывайте ему паль­цем на  игрушку, говорите «Возьми». Потом говорите «Отне­си в ящик» и показывайте на ящик.

9.Сварите рис. Отдельно помойте изюм, прокипятите его.

На столик малыша насыпьте рис. Отдельно в уголке насыпьте изюм. Покажите, как можно из изюма сделать дорожку или окантовку по краям стола. Приговари­вайте: «Смотри, как здорово!» В конце перемешайте рис с изюмом всей ладонью.

Не разрешайте бросать продукты на пол. Отвлеките ребенка, за­интересуйте его. В эту игру обычно играют после еды. Она готовит малыша к играм в песочнице, хорошо развивает пальчики, фанта­зию и творческую активность.

  1. Возьмите чистую коробку, засыпьте ее большим количеством кусочков тряпок или бумаги. И среди них спрячьте небольшую иг­рушку, например зайца. Пододвиньте коробку малышу, сказав: «Смотри, что тут лежит». Если ребенку неинтересно, пусть среди однообразной массы появится вдруг кончик уха любимой мягкой игрушки. Удивитесь вместе с ребенком, спросите его, что это вид­неется.

В следующий раз спрячьте что-либо плоское, или твердое.

Игра развивает мышление, совершенствует тонкие движения рук. Малыш начинает понимать, что вещи существуют и тогда, когда он их не видит.