Международная стажировка

по специальному и инклюзивному образованию в Токио.


Руководитель КГУ «Карагандинская областная психолого-медико-педагогическая консультация» Ержолова Жанар Аскербековна прошла международную стажировку по специальному и инклюзивному образованию в составе делегации директоров специальных организаций образования Карагандинской области в Токио (Япония). В рамках стажировки с 6 по 13 мая 2025 года были посещены общеобразовательные школы с инклюзивными классами, специальные организации образования государственные и частные, а также научно-исследовательский институт специального и инклюзивного образования Японии.
 Участники стажировки отметили, что система обучения детей с ограниченными возможностями эффективна, глубоко продумана, но при этом удивительно проста.
 Особое восхищение вызвала философия работы японских педагогов. Это — люди, искренне любящие детей, глубоко уважающие их особенности, с безграничной преданностью профессии. Они легко становятся на колени перед ребёнком, чтобы быть на одном уровне с ним, искренне радуются успехам учеников, эмоционально вовлечены в каждый урок: они не сдерживают эмоций, радуясь вместе с детьми каждому, даже самому маленькому шагу вперёд. Их работа — это не “отработка часов”, а настоящее служение детям. Удивительно, но в Японии практически не уделяется внимания внешнему оформлению — всё выглядит скромно, без излишней эстетики. Однако за этой простотой скрывается гениальная логика: каждое пространство функционально, гибко трансформируется (например, с помощью раздвижных перегородок), а главное — способствует формированию у детей самостоятельности, аккуратности, уважению к другим и самому себе, жизненно важных навыков, совершенствующихся в естественных ситуациях. Учебное помещение — не просто «класс», а живое, гибкое и обдуманное образовательное пространство. Еще одно важное открытие — организационная структура. На каждые три ребенка с особыми образовательными потребностями — один педагог и может быть больше, в зависимости от особенностей и возможностей детей. Представьте себе, сколько внимания, сколько поддержки получает каждый ученик.
 Минимум документации, направленной на эффективность обучения, никаких цифровых систем. Вся энергия — в процесс обучения, а не в его оформление. 

Интересный факт: в Японии нет структуры подобной нашим ПМПК. Все вопросы, связанные с созданием специальных условий для получения образования детьми с ООП решаются комитетом среднего образования и самостоятельно школой. В Японии хороша развита система ранней помощи. Ровно в один месяц к младенцу домой осуществляет визит специалист, оценивающий развитие ребенка и определяющий потребность в ранней помощи. В этой работе преобладающую роль играет социальная системы. Стажировка в Японии стала мощным профессиональным импульсом для нас — не столько как пример для слепого копирования, а как вдохновение к осмысленным изменениям в собственной системе.
 Мы вернулись с убежденностью: ключ к успеху — не в дорогих интерьерах и отчетах, а в искреннем отношении, профессионализме и простых, но действенных и мудрых решениях.