Рекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности детей второго года жизни.

 

(материалы РПМПК г.Алматы)

Как развивать познавательную деятельность ребенка.

В поисках нового и новых ощущений ребенка  второго года жизни интересу­ют разнообразные предметы - это хорошо знакомые лич­ные вещи, предметы быта и другие объекты ближайшего окружения. Особое значение для стимуляции познава­тельной активности имеют специальные предметы - ди­дактические игрушки.

     Дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений, т.к. они дают обоб­щающую информацию не только относительно формы, ве­личины и формы предметов и т.п., но и четкие элементар­ные представления о связях и отношениях вещей, их взаи­модействии с окружающим. Кроме того, дидактические игрушки имеют замечательную особенность поддерживать устойчивый ориентировочный интерес ребенка и дают полную возможность самостоятельных действий с ними, что в результате позволяет ребенку делать для себя маленькие открытия.

Для занятий с детьми второго года жизни можно реко­мендовать 5 видов игрушек.

  1. Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втул­ки, шары, кубы, полусферы, имеющие сквозные отверстия.

Упражнения с данным видом игрушек способствуют раз­витию моторики пальцев, координацию рук, особенно при осуществлении противоположных действий - нанизыва­ние и снятие предметов. Выполнение заданий осуществ­ляется в 2-х плоскостях: горизонтальной (нанизывание и снятие с мягкого шнура) и вертикальные (нанизывание и снятие со стержня),  

  1. Объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы и др.

Данные предметы предназначены для целенаправлен­ного манипулирования, группировки и соотнесения по цвету, величине или форме. Выполнение заданий - вкла­дывание и выкладывание предметов предполагает разные варианты.Так, например, вкладывание и выкладывание предметов в коробки разной формы и величины, проталки­вание в отверстия определенной формы и размера, соеди­нение и разъединение, накладывание и прикладывание, вкатывание и т.п.  

  1. Геометрические игрушки-вкладыши, (вкладываются меньшие в большие разноцветные кубы, вкладыши, конусы, полусферы)

Действия с этим видом игрушек дает возможность развить у ребенка пространственную ориентировку, позна­комить его с физическими свойствами полых предметов. В ходе действий с полыми игрушками дети также трени­руют кончики пальцев, дифференцируют роль большого, указательного и среднего пальцев.

  1. Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, пирамидки.). Все игрушки для детей второго года жизни – одно цветные, нерасписные.

Выполнение действий с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению собирать пред­мет из 2-х одинаковых или однотипных частей,  

Общим правилом предъявления ребенку задач такого типа является следующее: детям до 1 года 8 мес. даются одноместные игрушки, а старше 1 года 8 мес. - двумест­ные. Однако при легком выполнении заданий детьми пред­полагается последовательное усложнение.

  1. Небольшие сюжетные игрушки: куколки, машинки, елочки, грибочки, овощи, фрукты, а также предметы, подо­бранные по определенным признакам: коробки, катушки, шишки, желуди и т.п.

Указав перечень рекомендуемых игрушек,   перей­дем непосредственно к игровым действиям с ними и рас­смотрим некоторые из них.

1 год - 1 год 3 мес.

В данный период детей необходимо  учить выполнять взаимосвязан­ные прямые и обратные действия с предметами:

раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, пе­рекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку;

раскладывать и собирать цветные колпачки;

нанизывать на стержень до 5 одинаковых колец;

вкладывать полые предметы друг в друга;

собирать игрушки из 2-х частей.

Необходимо привлекать внимание детей к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, металл, бу­мага, ткань), издающим различное звучание; тихое и гром­кое (сопровождать звуки речевыми звукоподражаниями: бам-бам, тук-тук, дзинь-дзинь).

Научите вынимать из коробки предметы по одному.

Держите коробку так, чтобы ребенок доставал предметы по одному, а не вытряхнул их все сразу.

Возьмите большую чашку, наполненную разноцветными кубиками. Покажите ребенку, как вынимать кубики. От­дайте ему чашку и скажите «Дай мне кубики». Если это необходимо, помогите ребенку, направляя его руку. В даль­нейшем руководите действиями только словесно. Хвали­те ребенка за его попытки и успехи,

Положите на дно чашки (коробки) какое-нибудь лаком­ство. Когда ребенок вынет предметы, он сможет достать угощение.

Пусть ребенок помогает вам доставать из сумки белье, ложки из ящика, стола, принесенные продукты. По­ложите на дно сумки какое-нибудь угощение для ребенка.

Научите ребенка «строить башню» из кубиков. Начинай­те с более крупных кубиков (5-8 кв.см.). Медленно пока­жите ребенку как поставить кубик один на другой. При этом говорите: «Сначала этот, потом-этот, потом-этот. Затем дайте кубики ребенку и попросите его «построить башню, похожую на вашу». Хвалите ребенка за успехи. Если требуется ваша помощь, направляйте руку ребенка и по­степенно уменьшайте свою помощь по мере приобрете­ния навыка.

Научите нанизывать колечки на стержень.

Одной рукой держите пустой стержень и опустите на него кольцо. Удерживая  рукой стержень,  предложите ребенку колечко, скажите «Соберем пирамидку из колечек». При необходимости помогите ребенку правильно взять кольцо и опустить его на стержень. Нанизывание колечек можно производить поочередно, постепенно стремясь предоставлять ребенку самостоятельность. Хвалите его за удач­ные действия. Собрав пирамидку, дайте ребенку разоб­рать ее.

Научите накрывать меньший предмет большим и наобо­рот.

Предложите ребенку набор кубов-вкладышей полой стороной вниз. Снимайте верхний куб и, удивляясь, обна­руживайте нижний меньший. Помогите ребенку снимать кубы, выполняя широкий захват. Предложите ребенку только 2 куба (большего и меньшего размера). Покажите ему, как накрывать меньший куб, скажите «Давай спрячем куб». Обя­зательно хвалите ребенка за успех и попытки.

1 г. З мес. - 1 г.6 мес.

Необходимо продолжать учить ребенка  действовать с одноименными дидак­тическими игрушками (матрешками, бочатами и пр.), вы­полнять прямые и обратные действия. Собирать с помо­щью взрослого в определенной последовательности пи­рамидку на конической основе, состоящего из 2-3 колец разного размера, затем собирать пирамидку на прямой основе из 2 колец, резко различных по размеру.

Научите ребенка нанизывать плоские предметы круглой формы.

Используйте кольца и круги, берите фигуры и обсле­дуйте их вместе с ребенком: их можно покатать, находите отверстие у кольца и проводите по гладкой и ровной по­верхности круга рукой.

Научите отделять шары от кубиков.

Используйте коробку, в которой смешаны одноцветные шары и кубики. Берите поочередно кубики и шары и ис­следуйте их форму: находите углы и грани на кубиках и прокатывайте шарики в руках. Называйте предметы «Это шарик. А это кубик».

Воспользуйтесь лотком для скатывания шаров. Еще раз рассмотрите шарик и скатите его по лотку: «Шарик катит­ся». Повторно исследуйте кубик и поставьте его на скат лотка: «Не катится». Предложите ребенку отобрать только шарики.

Предложите в дальнейшем шары разного размера, цве­та и изготовленные из различного материала.

Сокращайте свою помощь по мере усвоения ребенком свойств геометрических предметов. Пусть ребенок про­катит по лотку круглую конфету и съест ее. Это его награ­да!

1 г.6 мес. - 1 г.9 мес

В данный возрастной период следует формировать уме­ние собирать двухместные дидактические игрушки. Учить выбирать предметы по размеру и соответственно называть их: большой, маленький, понимать слово «поменьше». С не­большой помощью взрослого уметь собирать пирамидку из 2-3 колец на конической основе, затем - на прямой.

Научите действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из 2-х одинаковых частей, выбирать однород­ные предметы по величине.

Предложите ребенку 2 бочонка (большой и маленький), один из которых разборный. Разберите его и снова собе­рите, если все еще требуется помощь, то помогите выпол­нить открывание бочонка: выполните поворот и подтягива­ние его верхней части.

Рассмотрите два бочонка, приложите их друг к другу, поставьте один на другой. Сравнивая их, называйте «Это большой бочонок», «Это маленький бочонок». Затем спро­сите «Какой бочонок маленький?» и попросите показать его.

Повторите действие открывания бочонка и упражняй­тесь во вкладывании маленького бочонка в большой. «Где маленький бочонок?» - поинтересуйтесь у ребенка. Послу­шайте, как он стучит внутри большого бочонка, когда вы его встряхиваете «Тук-тук-тук! Там внутри стучит».

Позвольте ребенку «прятать» в разборные игрушки лю­бые предметы по его желанию.

Убедившись, что понятия «большой», «маленький» усвое­ны, можете упражняться в выделении предмета «поболь­ше» и «поменьше» на цепочках однородных предметов: маленький, побольше, самый большой, большой, поменьше, маленький.

Научите собирать матрешку, состоящую из двух матре­шек.

Возьмите две одинаковые игрушки, и пусть ребенок ко­пирует ваши движения по мере того,  как вы будете собирать матрешку.

В то время,  когда  ребенок собирает матрешку, давайте ему устные указания: «Возьми маленькую матрешечку. Молодец! Вставь эту маленькую в ту, что по- больше». По­степенно добавляйте по одной матрешке.

1 г.9 мес. - 2 года

В этом возрасте продолжаем учить детей собирать двуместные дидакти­ческие игрушки, находить соответствующие детали - вкла­дыши при выборе из 2-х деталей, подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треуголь­ной), 

понимать слова «поменьше», «побольше», соответствую­щие промежуточной величине предметов. Самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 крупных колец контрастных размеров. Выполнять задания с ориентировкой на 2 свой­ства одновременно - цвет и величину, форму и цвет.

Научите подбирать однородные предметы, ориентируя­сь на одно свойство (цвет, форму, величину).

Поиграйте в игру с машинами, которые нужно расста­вить по своим гаражам. Игровая задача заключается в необходимости провезти машинки в соответствующие отверстия, предварительно соотнеся их по величине. Будьте искренни и эмоциональны. Проследите за тем, чтобы ре­бенок возил машинки левой и правой рукой.

Объясняйте, почему проезжает или не проезжает боль­шая или маленькая машина в тот или иной гараж.

Аналогичные действия проведите с машинками одной величины и разного цвета. Вместо гаражей используйте полоски цветной бумаги, соответствующие цвету машин.

Научите подбирать подобные предметы, картинки.

Начните с 4-х предметов хорошо знакомых ребенку (2 кубика, 2 мячика и т.п.). Возьмите один кубик и попросите ребенка: «Найди другой кубик». Повторите с мячами. По­степенно увеличивайте число и разнообразие предметов для подбора. Повторите то же самое с картинками вмес­то предметов. Для разнообразия используйте 2 целлофа­новых пакета одинаковыми предметами. Вы вытаскиваете предмет из своего пакета и просите ребенка найти такой же предмет в его пакете.

Научите ребенка подбирать предмет к картинке, на которой изображен такой же предмет.

Предложите ребенку картинки, изображающие игрушки, похожие на те, которые есть у вашего ребенка. Дайте ему куклу и попросите найти картинку с куклой. Повторите аналогичное задание с другими знакомыми предметами. Поднимите картинку и скажите: «Это мишка. Найди мне другого мишку».

Научите различать предметы различной формы.

Сделайте «поверхность с отверстиями» круглой, треу­гольной и квадратной формы из коробки из-под обуви. Выпилите из фанеры или вырежьте из толстого картона несколько фигур соответственно отверстиям. Покажите ребенку, что от него требуется, сбросив в отверстие одну  фигурку. Затем дайте ребенку другую фигурку и, если необходимо, покажите   куда вставлять фигурку. Помогите ребенку, направляя его руку к отверстию.  Сокращай­те свою помощь по мере приобретения им этого навыка. Постоянно хвалите ребенка за успехи.