Научно-практический семинар с международным участием «Актуальные вопросы деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербурге»-  27-29 сентября 2017 года

 

Согласно поручению руководителя управления образования Карагандинской области, сотрудники КГУ «Карагандинская областная психолого-медико-педагогическая консультация» (3 чел.) в период с 27 по 29 сентября 2017 года осуществили визит в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Санкт-Петербурга.

В соответствии с  программой семинара нами была изучена деятельность ЦПМПК г.Санкт-Петербурга, в частности особенности проведения комплексного обследования детей и оказания консультативной помощи семьям, ведения документации (карт развития, протоколов обследования), была изучена специфика работы специалистов ПМПК, в том числе работы тифлопедагога, отсутствующего в штате ПМПК г.Караганды. Дети, относящиеся к категории нетранспортабельных, обследуются специалистами ПМПК в условиях на дому (это закреплено нормативно-правовыми актами).

Деятельность ПМПК г.Санкт-Петербурга отличается от деятельности ПМПК РК тем, что исключительно все положения работы регламентированы Законами, нормативно-правовыми актами. Что, к сожалению, отсутствует в РК.

Был осуществлен визит в «Региональный центр аутизма» школы №755, где нам была представлена информация об организации процесса обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, презентованы методики диагностики и коррекции аутизма. Этот центр является образцовым, имеет современное мультимедийное, техническое, дидактическое, наглядное, методическое оснащение, отвечающее требованиям времени, является единственной подобной организацией в городе Санкт-Петербург и функционирует в режиме научного эксперимента.

Посетили  ГБУ среднюю общеобразовательную школу № 232 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга, реализующую инклюзивное образование, где нами была изучена модель включения детей с ограниченными возможностями разных категорий (в том числе детей с умеренной умственной отсталостью, с аутизмом и расстройствами аутистического спектра) в общеобразовательный процесс. Посещены уроки в инклюзивных классах, изучены особенности деятельности тьюторов.

В организациях образования подобного типа решен вопрос введения в штат тьюторов и ассистентов-педагогов, что значительно облегчает процесс внедрения инклюзивного образования и включения ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Количество детей на одну ставку тьютора от 1 до 6 детей в зависимости от решения администрации школы. Так, в вышеуказанной школе на одного ребенка с аутизмом выделен один тьютор. Соответственно, в данной школе 6 детей с аутизмом или РАС и 6 тьюторов. Помимо тьюторов в классах работают педагоги-асситстенты.

Посетили Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4», где увидели индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими сложные нарушения       в    развитии, ознакомились с методиками работы с данной категорией       детей.

Во время визита в ГБОУ школу-интернат № 16 изучили модели обучения детей с множественными нарушениями в развитии по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с легкой, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями. Дети с глубокой умственной отсталостью обучаются на дому или в условиях дома-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья в подгруппах в специальных школьных отделениях по 3 и 4 варианту учебного плана.

Таким образом, в системе специального и инклюзивного образования города Санкт-Петербурга все дети, независимо от степени выраженности интеллектуального развития охвачены школьным обучением. Все дети, независимо от их диагноза, состояния интеллекта могут быть включены в общеобразовательный процесс по желанию и решению родителей в той организации образования, которую выбрали родители.

Получение профессионального образования выпускниками, получившими нецензовое образование, закреплено в Законе об образовании в РФ (по адаптированным образовательным программам, в том числе для детей с различными формами умственной отсталости).

Ценным является создание безбарьерной архитектурной среды в посещенных организациях образования г.Санкт-Петербурга: пандусы, цветовые сигналы, тактильные дорожки, туалеты для лиц на инвалидных колясках, поручни, подъемники, отсутствие порогов. Необходимо отметить, что приоритет отдается установке не пандусов (в некоторых случаях установка пандуса является чрезмерно материально затратной), а установке подъемников. Действует программа «Доступная среда» (архитектурная среда, программы, кадровая подготовка, переход к видовому разнообразию программ), которая позволяет каждой школе или детскому саду принять ребенка с ОВЗ.

Заслуживает нашего внимания опыт, связанный с соисполнением государственной услуги. Так, к примеру, ребенку необходима помощь логопеда и сурдопедагога. В школе имеется возможность оказать логопедическую помощь, но нет возможности оказать помощь сурдопедагога. В этом случае школа заключает договор с центрами психолого-педагогического сопровождения (аналог кабинетов психолого-педагогической коррекции) на оказание ребенку помощи сурдопедагога. Причем не ребенок идет к сурдопедагогу, а специалист оказывает услугу в школе, где обучается ребенок. Аналогично все другие узкие специалисты.

Таким образом, резюмируя изученное в системе специального и инклюзивного образования  г.Санкт-Петербурга, можно сделать вывод о том, что деятельность ПМПК является ключевой в создании специальных условий обучения и воспитания для детей с ограниченными возможностями.

Поездки в ближнее и дальнее зарубежье с целью изучения опыта и распространения его в Карагандинской области очень важны для нас, позволяют не закостенеть внутри собственной системы, расширяют взгляды на профессиональную жизнь, стимулируют к развитию и совершенствованию.

 

 

 


 

 

Программа научно- практического семинара "Санкт-Петербург" 2017 год - стр 2

 


 

 

Программа научно- практического семинара "Санкт-Петербург" 2017 год - стр 3

 


 

 

Руководитель Центральной ПМПК г. Санкт -Петербург

 

Руководитель ЦПМПК г. Санкт-Петербург  и специалисты Карагандинской ПМПК

 

"Региональный центр аутизма" г. Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

Детский дом-интернат для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью

 

 

 

 

 

Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья