Карагандинский логопед-дефектолог стала лучшим специалистом ПМПК в Казахстане
Логопед-дефектолог областной психолого-медико-педагогической консультации Зауре Бигельдина стала победителем первого в Казахстане республиканского конкурса «Лучший специалист ПМПК». Педагог более двадцати лет посвятила работе с детьми с особыми образовательными потребностями и доказала, что в своем деле она — одна из лучших в стране.
Конкурсы на выявление лучших педагогов в Казахстане давно стали традиционными, а вот специалистам по работе с особыми детьми впервые решили уделить внимание в этом году.
Основной целью конкурса стало повышение качества оказания услуг по психолого-медико-педагогическому обследованию, выявлению и оценке особых образовательных потребностей, консультированию семьи по вопросам предупреждения и преодоления отклонений в развитии. А также выявление талантливых, творчески работающих специалистов консультаций, их стимулирование и поощрение, повышение престижа и статуса специалистов ПМПК в обществе.
Состязание проходило в два этапа. Сначала нужно было победить на областном уровне, а затем помериться силами на республиканском. Для участия учредили несколько номинаций:
- «Лучшая видеовизитка педагога»,
- «Лучшая оценка особых образовательных потребностей ребенка»,
- «Лучшее консультирование семьи»,
- «Лучшая домашняя программа развития навыков ребенка в семье»,
- «Лучшая консультативно-методическая помощь педагогам».
Уроки для особенных
— Работаю дефектологом уже больше 20 лет, — рассказывает Зауре Бигельдина. — С детства мечтала стать учителем, работать с детьми. А после окончания школы решила, что хочу не просто преподавать, а оказывать помощь детям, у которых есть трудности в развитии. Трудилась и в детском саду, и в школе, а с 2007 года — в психолого-медико-педагогической консультации.
Мы занимаемся обследованием и выявлением особых потребностей у детей разных категорий — и с сохранным интеллектом, у которых наблюдаются только проблемы с речевым развитием, и особенных малышей. ПМПК работает как единая команда специалистов, а главная задача учителя-логопеда — участие в выборе образовательного маршрута и преодоление необходимых специальных условий для ребенка с учетом сложности его речевых нарушений.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ОБЯЗАН ПРОВОДИТЬ ДИАГНОСТИКУ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗЫВАТЬ КОНСУЛЬТАТИВНУЮ И МЕТОДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. МЫ РЕШАЕМ, КУДА ОПРЕДЕЛИТЬ РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ЕМУ БЫЛО ЛУЧШЕ.
Если дошкольники, то направляем в специальный детский сад, кабинет коррекции или реабилитационный центр. Детям постарше можем рекомендовать также специальные школы. В моей работе главное — суметь наладить контакт с ребенком и его родителями, корректно донести до них диагноз, помочь принять его и убедить в необходимости заниматься в коррекционных учреждениях. С детьми мы работаем в игровой форме — для этого ПМПК укомплектована игрушками, диагностическими и развивающими пособиями, процесс проходит ненавязчиво.
На конкурс своего специалиста выдвинуло руководство областной ПМПК. Участнице нужно было, выполнить целый ряд заданий. Снять видеовизитку — краткий видеоролик, в котором рассказать о профессиональной компетентности и личных достижениях. Помимо этого нужно было сделать подробный протокол обследования ребенка с указанием используемых методик. Записать видео процесса консультирования родителей по поводу проведенного обследования, его результатов, выявленных особых образовательных потребностей. А также разработать домашнюю программу развития навыков ребенка в семье, приложить авторские программы и эссе на тему «Я — педагог ПМПК».
Результаты работы педагога-дефектолога впечатлили сначала областную, а потом и республиканскую конкурсную комиссию. В итоге карагандинку признали одной и лучших и вручили диплом победителя.