«Ключевые аспекты профессиональной деятельности педагога-дефектолога»

1-3 декабря 2022 года  в  Республиканском образовательно-оздоровительном центре «Балдәурен» г.Щучинск, состоялся Республиканский практико-ориентированный семинар на тему «Ключевые аспекты профессиональной деятельности педагога-дефектолога».  Тифлопедагог КарОПМПК, Күмісбаева Баян Дүйсенбекқызы выступила спикером  с докладом-презентацией: «Особенности включения детей с нарушениями зрения в общеобразовательный процесс».

Сегодня наш век – это век технологий. Если еще несколько лет назад основными причинами нарушения зрения у детей были генетические факторы, онтогенетические особенности,  начало школьного обучения  (поскольку именно в школе начиналась повышенная нагрузка на органы зрения), то в настоящее время бесконтрольное использование гаджетов (смартфонов, планшеты, компьютеры и др.) уже с раннего возраста приводят к ухудшению зрения у дошкольников.

Наша система образования претерпевает качественные изменения. Это напрямую связано с развитием инклюзивного образования. В соответствии с «Законом об образовании»  РК родители детей с особыми образовательными потребностями имеют возможность выбора образовательного  учреждения для своего ребенка. Это могут быть как специальные школы и детские сады, так и инклюзивное образование в общеобразовательных школах и детских садах.

 Тифлопедагоги  психолого-медико-педагогических консультаций в ходе обследования определяют особые образовательные потребности у детей с нарушением зрения (слабовидящих, незрячих) и составляют рекомендации по их удовлетворению в общеобразовательных и специальных организациях образования. Совместно с врачом-офтальмологом определяют тип программы обучения. Это может быть специальная учебная программа для слабовидящих или незрячих детей, обучающихся в специальных организациях образования, или адаптированная общеобразовательная программа для обучения в условиях инклюзивного образования.

Согласно статистики детей с нарушением зрения по Карагандинской области за 2021 год, можно заметить, что только 28,5 % слабовидящих детей обучается в условиях инклюзивного образования, а незрячие дети обучаются только в условиях специальных организаций образования.

Алгоритм действий школы при зачислении ребенка с нарушением зрения.

  • Знакомство с заключением ПМПК.
  • Создание безбарьерной архитектурной  среды в школе  (при необходимости).
  • Создание специальных условий для обучения в соответствии с заключением ПМПК.

В соответствии с принципами инклюзивного образования работа учителя по сопровождению особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения позитивно влияет на других учеников и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса в организации образования.