28 октября 2022 года, согласно графику проведения мероприятий Управления образования Карагандинской области с педагогами специальных и общеобразовательных организаций в оффлайн и онлайн режиме, руководителем Карагандинской ПМПК был проведен семинар на тему «Социально-педагогическая модель деятельности ПМПК» с охватом 90 человек.

Жанар Аскербековна рассказала об опыте внедрения психолого-медико-педагогическими консультациями социально-педагогической модели оценки особых образовательных потребностей детей в Казахстане; изменениях, происходящих в деятельности ПМПК в связи с переходом на социально педагогическую модель; что переход деятельности на социально-педагогическую модель потребовал изменений в стратегии проведения комплексного обследования и консультирования в ПМПК и эти изменения нашли отражение в Программах психолого-педагогического обследования и консультирования в ПМПК, которые были разработаны Национальным научно практическим центром развития специального и инклюзивного образования и внедрены в практику консультаций в этом году.

Также серьезные изменения коснулись и оформления общего заключения и рекомендаций ПМПК; все медицинские диагнозы исключены из заключений ПМПК. В работе с заключениями ПМПК педагогам должно быть важно понимание как самого заключения о виде нарушения развития, так и рекомендаций по удовлетворению особых образовательных потребностей ребенка. В связи с чем, специалисты ПМПК, реализуют задачу оказания консультативно-методической помощи по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями учителям, воспитателям, специалистам дошкольных и школьных организаций образования.

Жанар Аскербековна разъяснила, что переход на социально-педагогическую модель затрагивает не только деятельность ПМПК, но всю систему образования, в целом. Несмотря на достаточно быстрые темпы развития инклюзивного образования в стране, требуется время для полного переосмысления и изменения мышления в аспекте социально-педагогической модели восприятия, оценки и удовлетворения особых образовательных потребностей детей.