Интервью «Дистанционное обучение детей с особыми образовательными потребностями» в рубрике «PS» 5 канала

Ержоловой Жанар Аскербековны, руководителя КГУ «Карагандинская областная психолого-медико-педагогическая консультация» управления образования Карагандинской области 

 

 

 

 

 

  1. Расскажите коротко о вашей организации.

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) – это специальная организация образования, которая осуществляет деятельность по комплексному обследованию и консультированию детского населения от рождения до 18 лет. Этот процесс осуществляется врачами (невропатологом, психиатром, офтальмологом) и педагогами (логопедом, дефектологом, психологом, сурдопедагогом, социальным педагогом). По результатам обследования в ПМПК определяется в каком объеме коррекционно-педагогической помощи нуждается ребенок, по какой программе он должен обучаться, чтобы успешно преодолеть те трудности, которые он испытывает в развитии и обучении.

 

  1. Как в последующем применяется заключение ПМПК?

Согласно заключениям, которые выдает ПМПК, ребенок с особыми  образовательными потребностями может обучаться в общеобразовательной школе либо обычном детском саду в условиях инклюзивного образования, может быть зачислен в специальную щколу или специальную группу детского сада, в кабинет психолого-педагогической коррекции, реабилитационный центр при согласии родителей. Коррекционно-педагогическая помощь и обучение по образовательной программе должно происходить в строгом соответствии с заключением ПМПК. Важно помнить, что заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей, но обязательный – для организаций образования. Это значит, что родители имеют право не принимать те рекомендации, которые дает ПМПК, не соглашаться с ними. Но, если родители согласны и предоставили заключение ПМПК в организацию образования, значит, ребенок должен получать весь объем необходимой коррекционной помощи в соответствии с заключением ПМПК.

 

  1. Каким образом осуществляет деятельность психолого-медико-педагогическая консультация в условиях карантина?

Психолого-медико-педагогические консультации Карагандинской области перешли на дистанционный режим работы и осуществляют деятельность по обследованию и оказанию психолого-медико-педагогической консультативной помощи детскому населению в режиме онлайн, используя те технические возможности, которые удобны родителям ребенка.

 

  1. Какие шаги необходимо предпринять родителям, чтобы пройти обследование в режиме онлайн?

Прежде всего, родителям необходимо записаться на прием. Далее они высылают на электронную почту или WhatsApp пакет документов. После этого наши специалисты связываются с родителями для выяснения причины обращения в ПМПК, происходит сбор или уточнение анамнеза, выясняется характер затруднений в обучении, жалобы родителей на развитие ребенка. Назначается дата и время обследования в режиме онлайн. Ребенка обследуют врачи и педагоги.

 

  1. Каким образом родители смогут получить заключение?

В случае, если ребенок обращается повторно в ПМПК, заключение может быть выдано в день обследования. В сканированном виде оно отправляется на электронную почту родителей. В случае, если ребенок обследуется впервые и это происходит в режиме онлайн, то с целью исключения диагностических ошибок, рекомендуется пройти обследование после завершения карантина в условиях ПМПК в реальном режиме.

 

  1. Много ли желающих пройти обследование в режиме онлайн?

Поскольку в наших услугах нуждаются дети с особыми образовательными потребностями, родители, зная особенности поведения, внимания, мышления своих детей, сомневаются в эффективности такого обследования и выражают желание дождаться снятия карантинных мер. Но есть родители, которые смело проходят обследование сейчас в режиме онлайн. Так как многие уже освоили эти технологии с начала 4 четверти. По нашей рекомендации до самой процедуры обследования родители снимают видеоматериалы, в которых ребенок играет, общается, учиться, выполняет режимные моменты. Эти материалы, равно как и тщательно продуманная беседа с родителями, наблюдение за ребенком в режиме онлайн, предыдущие результаты обследования в ПМПК, безусловно, помогают нашим специалистам в определении коррекционно-образовательного маршрута.

         Необходимо отметить, что детский психоневрологический диспансер осуществляет прием детей с особыми образовательными потребностями в режиме телеконсультаций. В этом же режиме можно пройти тест на IQ, осмотр врача-психитра, невропатолога, логопеда, психолога.

 

  1. Работают ли в режиме онлайн либо дистанционно специальные организации для детей с особыми образовательными потребностями?

Все специальные школы для детей с особыми образовательными потрбеностями,  их 10 в области, проводят обучение в дистанционном режиме, включая реализацию коррекционного компонента учебного плана. То есть, помимо основных уроков, проводятся все необходимые дополнительные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Такие специальные организации, как кабинеты психолого-педагогической коррекции, также продолжают оказывать коррекционно-педагогическую поддержку в дистанционном режиме. Для реализации дистанционного режима создаются очень гибкие условия, учитываются все возможности и пожелания родителей по применению того или иного интернет-ресурса, реализации той или иной формы дистанционного обучения, разрабатывается гибкое индивидуальное расписание занятий, то есть процесс этот глубоко индивидуализирован. Любой запрос родителей на оказание консультативной либо психологической помощи обязательно удовлетворяется.

Общеобразовательные школы, реализующие инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями, осуществляют коррекционное психолого-педагогическое сопровождение детей в удобном для родителей режиме, то есть занятия с такими специалистами службы сопровождения, как логопед, дефектолог, психолог, должны проводиться регулярно, по расписанию.

 

  1. Каковы самые уязвимые категории детей с особыми образовательными потребностями в режиме карантина и условиях дистанционного обучения?

Одной из самых уязвимых категорий детей с особыми образовательными потребностями, является группа детей с расстройствами аутистического спектра. Эта группа детей является наиболее уязвимой не только в период карантина, к сожалению. Развитие, обучение, воспитание, коррекционно-педагогическая поддержка детей этой категории являются достаточно проблематичными. А в настоящее врем, когда происходят ограничения, самоизоляция, тем более. Дети этой категории, как правило, привыкают к определенному режиму жизни и коррекционных занятий. Любое изменение в режиме может привести к негативным изменениям в поведении детей, откатам в развитии. Может начать проявляться самоагрессия, повышенная тревожность, что в итоге может привести и к физическим травмам. Очень много невербальных детей (неговорящих). Основная проблема у детей этой категории именно заключается в нарушении социального взаимодействия и коммуникации. И, несомненно, режим самоизоляции, губительно отражается на развитии детей, тем более, что дети привыкли к насыщенному расписанию, так как кроме школы посещали и дополнительные коррекционные занятия в различных центрах.

Однако, Министерством здравоохранения 10 апреля 2020 года в ответ на обращение «Национальной ассоциации «Autizm Kazakhstan» дано разрешение на выход на улицу детей с аутизмом с учетом соблюдения следующих мер: сопровождение не более 2-ух человек, исключение контакта с другими людьми, нахождение в безлюдных местах, использование средств индивидуальной защиты.

Очень сложно в настоящее время детям с ментальными нарушениями. В принципе, дистанционные образовательные технологии не предназначены для детей с умственной отсталостью в силу особенностей и возможностей их познавательной сферы. Это для них вынужденная мера. Однако, необходимо отметить, высокую ответственность многих родителей, которые стараются избежать пробелов в обучении, прилагают максимум усилий для успешного обучения своего ребенка.

Сложно и детям, которые ранее в течение многих лет обучались на дому индивидуально с приходящим учителем. За короткое время им необходимо было усвоить правила полностью самостоятельного обучения.

 

  1. Весна и лето – это так называемая «горячая пора» для ПМПК. Так как начинается прием документов в школы и зачисление в детские сады. Справитесь ли вы с такой нагрузкой? Ведь после завершения карантина все родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, массово начнут обращаться к вам.

Карагандинская ПМПК работает без перерывов круглогодично, в режиме двух смен, имеет два состава специалистов. Обращаясь к родителям детей с особыми образовательными потребностями, хочу заверить, что все дети, нуждающиеся в обследовании и получении заключения ПМПК, получат эту услугу. Однако, в связи с подобной ситуацией, с целью максимального охвата детей услугами ПМПК в течение мая месяца и всего летнего периода выездные заседания проводиться не будут. Прием детей будет только в условиях ПМПК.

 

  1. Сейчас в период карантина все испытывают стресс. Что бы вы порекомендовали сейчас родителям особых детей?

Родители особых детей находятся в двойном стрессе.  Во-первых, это нахождение в замкнутом пространстве. Во-вторых, родители переживают, что без коррекционно-развивающих занятий со специалистами  у ребенка может произойти остановка в развитии уже наработанных навыков, откат. Я хотела бы сейчас обратиться к мамам особых детей. Вы, наверное, слышали такую фразу «счастливая мама-счастливый ребёнок». Если мама постоянно в стрессе,  то особый ребенок интуитивно чувствует дополнительное беспокойство.  Поэтому мама не должна забывать о себе. Надо уделять себе хотя бы 5-15 минут в день на приятные мелочи.  Можно просто закрыться и посидеть в тишине, послушать любимую музыку,  заняться хобби, аффирмациями,  медитацией. Приучите своих домашних к времени мамы. 

Для ребенка надо приложить все усилия для соблюдения режима дня. Сидя дома, время размывается. Дети хотят подольше поспать, залипнуть в телевизоре или гаджетах, попозже лечь спать. При соблюдении режима дня не происходит перевозбуждения у ребенка.  Даже если он не спит, просите полежать его час днем. Учитесь договариваться. Необходимо помнить, что капризы ребенка - это его способ проявления неудовлетворённости своих потребностей.  Ребенку необходима возможность проявлять свои двигательные потребности. Танцуйте вместе с ним, если есть возможность, прыгайте. Следите за питанием своей семьи.  Если ребенок школьник, проявляйте терпение в обучении,  чаще вспоминайте себя в этом возрасте.  Если ребенок еще не учится, играйте в развивающие игры. Есть возможность, распечатайте раскраски - раскрашивайте.  Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, речи можно найти в интернете для любого возраста.