25 сентября 2018 года 528

Общие дети

Автор: Нина КРАМЕР

Помочь государству решить проблему переполненности школ и одновременно пустующих площадей в учебных заведениях, а также нехватки коррекционных групп в детских садах должны представители малого и среднего бизнеса. Надежды возлагаются на тех предпринимателей, которые уже имеют опыт работы в образовании и воспитании. Речь о расширении возможностей государственно-частного партнерства в сфере образования велась на расширенном совещании в акимате города Караганды. Охват карагандинских детей дошкольными учреждениями приближается к заветной отметке в 100%. Но возникает новая проблема. Скоро не будет хватать места в школах. Не во всех, конечно, но загруженность некоторых общеобразовательных учебных заведений в Караганде уже в два раза превышает проектную. Таких школ в областном центре 13. В основном они находятся в Майкудуке и на Юго-Востоке, одна из школ – в Пришахтинске.

В то же время есть и малокомплектные школы, где должны учиться 800 детей, а посещают их 200. Проблема в географии, авторитетности учебных заведений, возможно, даже в качестве ремонта. Но государственные умы считают, что если передать подобные объекты частично в доверительное управление, то можно поднять образование в таких школах на новый уровень. 
- В 2019-2020 годы будет внедряться подушевое финансирование, и эти школы, естественно, станут нерентабельны, – считает заместитель акима Караганды Ирина Любарская. - Затраты на коммунальные услуги, технический персонал, работников образования – все эти расходы мы не покроем. И тогда будем предлагать нашим субъектам малого и среднего бизнеса подобные объекты в доверительное управление.
Также возможно открывать в частных школах бюджетные классы и новые школы с участием государственно-частного партнерства. 
- Конечно, тяжело построить новую школу с нуля, да еще с мощностью на все 12 классов, - считает Ирина Любарская. – Но у нас сейчас в городе есть заброшенные объекты, которые находятся в частной собственности. Полуразрушенное здание детского сада можно восстановить и разместить там, к примеру, начальную школу. А в районе новостроек площадью для детских садов станут первые этажи многоэтажек. 
Сейчас на содержание одного ребенка в частном детскому саду из государственного бюджета выделяют порядка 26 тысяч тенге в месяц. Сумма на обучение одного школьника составит более 50 тысяч тенге. Близка к этому показателю дотация на воспитание ребенка в коррекционной группе.
Но чтобы воспитывать особых детей, нужны соответствующие условия. Если это дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, то нужно соответствующее оборудование, для работы с воспитанниками со сниженным зрением и слухом нужны соответствующие педагоги, так же как и для детей с особенностями развития интеллекта, коих в области сейчас явно не хватает.
Тем не менее в отдельные детсады берут особенных детей в инклюзивные группы, а одно заведение планирует открыть первые две коррекционные группы в Караганде по программе государственно-частного партнёрства.
Заведующая сектором общего и среднего образования отдела образования города Караганды Наталья Головина заверила, что государственный заказ на воспитание детей с особыми потребностями поступит в частные заведения уже в октябре-ноябре этого года.
Однако у представительницы единственного мини-центра «Колобок» Г. Жаксыбаевой, где собираются открыть две группы для детей с ЗПР, возникли вопросы. Например, о проценте детей в инклюзивных группах и содержании детей, имеющих статус инвалида.
- Подобные воспитанники в коррекционных группах имеют право на бесплатное посещение детского учреждения, - говорит Гульнар Жаксыбаева. - В сумму государственного заказа расходы на питание не входят, это значит, что государство должно дополнительно выделять нам 11 тысяч тенге?
- Мы не имеем права выделять деньги на питание даже заведению в статусе КГКП, не то что частному, - отвечала Наталья Головина. - На подобные дотации имеют право только заведения в статусе ГУ.
- Это значит, что мы, частники, будем нарушать закон? - недоумевала предпринимательница.
Ирина Любарская поставила точку в обсуждении данной темы, сказав, что данный вопрос нужно решать на уровне министерства.
Были возражения и со стороны общественников. К примеру, руководитель ТОО «Центр социальных услуг» Светлана Пономарева высказалась в сторону углубления инклюзии, нежели в пользу увеличения коррекционных групп. По ее мнению, социализация начинается с детского сада, и в ее центр приходят люди, готовые помогать особым детям адаптироваться в дошкольном коллективе и учебных классах. 
Руководитель Карагандинской областной психолого-медико-педагогической консультации Жанар Ержолова в свою очередь тоже выступает за то, чтобы особые дети учились рядом с обычными. Но, по ее мнению, стопроцентная инклюзия невозможна по той причине, что есть дети, не готовые обучаться по данному принципу. 
- Инклюзивное образование предполагает обучение этих детей в шаговой доступности от дома, – говорит Жанар Аскербековна. – Я считаю, что у нас достаточно групп для детей с задержками речевого и психического развития. Эта самая многочисленная категория детей, требующая коррекционного вмешательства, к тому же многие из них вполне могут посещать инклюзивные группы. Также хороший охват у нас детей с нарушением зрения. Что касается наших маленьких граждан с нарушением опорно-двигательного аппарата, то эти дети в дошкольном возрасте не охвачены специальным обучением и воспитанием. То же касается и дошкольников с нарушениями слуха и эмоционально-волевой сферы. Это дети с расстройствами аутистического спектра и сложными нарушениями.
Также Жанар Ержолова считает, что в случае, когда невозможно обеспечить полную инклюзию, можно вполне ограничиться частичной. К примеру, открывать в обычных школах классы для детей с нарушениями интеллекта. Ведь не каждый родитель решится отдать своего ребенка в интернат. В итоге ученик не усваивает обязательную программу, что может еще более негативно сказаться на его развитии.
Продвинется ли дальше сотрудничество государства и предпринимателей в образовательной сфере, пока неизвестно. Ведь не все частные детские сады согласились принимать у себя детей из общегородской очереди. Кому-то показалось, что мала сумма государственного заказа, кому-то нагрузка велика. Но то, что пока еще даже в довольно неопределенных условиях есть желающие работать по новым правилам и продвигаться вперед, - безусловно, хороший признак.