Газета "Индустриальная Караганда" от 09.02.2016

Маршрут будущего

Автор: Наталья ПРУС

На сайте «ИК» карагандинцы оставляют немало вопросов, касающихся обучения детей с ограниченными возможностями, ситуации, складывающейся вокруг специального и инклюзивного образования в регионе. Мы адресовали их заведующей ОПМПК (областной психолого-медико-педагогической консультации) Жанар Ержоловой.

Именно в этом учреждении специалисты разрабатывают для каждого ребенка индивидуальный образовательный и реабилитационный маршрут, от которого во многом зависит его будущая жизнь.
В прошлом году Карагандинская ОПМПК значительно преобразилась. После проведенного ремонта в учреждении появился кабинет междисциплинарной диагностики, оборудованный материалами Монтессори, приобретена компьютерная техника для сотрудников, созданы комфортные условия для приезжающих на обследование семей.
Изменилась консультация и изнутри. В июне 2015 года в связи с недостаточным количеством ПМПК в регионе (их только две: в Караганде и Жезказгане) в штат карагандинской был введен второй состав специалистов, благодаря чему появилась возможность принимать посетителей в две смены, до 18.00. Правда, очередность по-прежнему сохраняется, и в настоящее время запись на консультации ведется уже на март. Для удобства родителей специалисты осуществляют выезды в детские сады, школы и интернаты отдаленных от областного центра районов.
Сегодня ОПМПК обслуживает 313868 детей от рождения до 18 лет, проживающих в Абайском, Бухаржырауском, Каркаралинском, Нуринском, Осакаровском, Шетском, Актогайском, Жанааркинском районах области, а также в городах Караганде, Темиртау, Сарани, Шахтинске, Балхаше, Абае.
- Жанар Аскербековна, каких заболеваний у детей стало выявляться больше?
- По сравнению с 2014 годом выросло количество слабовидящих детей и детей с ранним детским аутизмом. Увеличение детей с РДА — мировая тенденция. По статистике Всемирной организации здравоохранения, на сегодня диагноз «аутизм» ставится одному ребенку из 68 детей, что почти в два раза превышает показатель 2009 года. Что касается Карагандинской области, то если в 2012 году у нас было выявлено 52 ребенка с аутизмом и расстройством аутистического спектра, то в 2015-м — 97.
Нужно сказать, что в регионе в государственных организациях образования отсутствуют специальные группы и классы для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения. К сожалению, не все специальные педагоги имеют достаточные знания по обучению и воспитанию таких ребят (курс реабилитации долгосрочный). И проблемы этих детей пока решают неправительственные организации. В 2014 году в Караганде открылась ассоциация родителей детей с аутизмом. С января 2015 года проект поддержал ФНБ «Самрук-Казына», и стало возможным проводить бесплатные консультации и обучающие занятия для семей, столкнувшихся с проблемой аутизма, организовывать стажировки для специалистов. На консультации и занятия со специалистами из России и Казахстана приезжают семьи из разных городов, таких как Астана, Балхаш, Павлодар, Актау.
Самой же многочисленной группой детей, нуждающихся в коррекционной помощи, остаются дети с нарушением речи и задержкой психического развития (ЗПР).
- Нередко родители жалуются, что ребенку с ОВР после выданного комиссией заключения негде получать необходимую коррекционную помощь.
- Ребенку поставили диагноз «умственная отсталость» и направили для обучения в специальную школу-интернат, которая расположена далеко от дома. Мама не хочет расставаться со своим ребенком и выбирает общеобразовательную школу по месту жительства. По закону об образовании она имеет на это право, но будет ли от этого лучше? Как показывает практика, без необходимых специальных условий и коррекционного сопровождения у таких детей не происходит позитивной динамики в развитии.
Но есть и объективные причины данного явления. К сожалению, специальными реабилитационными и образовательными услугами охвачены далеко не все дети из отдаленных районов Карагандинской области. На местах, в сельской местности, отсутствуют необходимое количество логопедических пунктов, нужные специалисты, такие как педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Не говоря уже о сурдо- или тифлопедагоге. Особенно страдают дети раннего возраста, а это значит, что у родителей нет возможностей нивелировать хотя бы часть сложностей в развитии ребенка к школе, что, конечно же, негативно сказывается и на его социализации. В настоящее время единственные, кто оказывается рядом с особыми детьми на селе, - социальные работники.
Карагандинская область лидирует по количеству выпускаемых двумя вузами дефектологов, но выходит, что большинство специалистов данного профиля так и остаются работать в областном центре. Для сравнения: в Караганде функционируют два отделения кабинета психолого-педагогической коррекции, где детям с рождения оказывают помощь психологи, дефектологи, логопеды, массажисты, специалисты по лечебной физкультуре, на селе такие кабинеты имеются только в Осакаровском и Жанааркинском районах.
Сельчане могут рассчитывать на наш РЦ «Ұмiт», где предусмотрено круглосуточное пребывание, но не каждая мама согласится оставить маленького ребенка одного надолго.
На территории, которую охватывает своей деятельностью ОПМПК, находятся 10 школ-интернатов для детей с ОВР, 26 общеобразовательных школ со специальными классами для детей с ЗПР, 1 специальный детский сад для детей с ограниченными возможностями.
В своей работе мы сталкиваемся с тем, что различные нарушения речи являются наиболее распространенными проблемами в развитии детей раннего, дошкольного, школьного возраста. Речь - это орудие мышления: отстает в развитии речь, будет отставать и мышление. В идеале логопеды должны быть в каждом детском саду и школе.
- А что ПМПК может предложить родителям, если они захотят обучаться в рамках инклюзивной программы?
- Инклюзивное образование только зарождается. В подготовленной к утверждению Министерством образования инструкции говорится, что интегрироваться в сады и школы, прежде всего, будут дети с сохранным интеллектом - слабовидящие, слабослышащие, с общим недоразвитием речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, а также с задержкой психического развития. Все они должны быть готовы осваивать общеобразовательную программу, а их поведение соответствовать или быть приближенным к общепринятым нормам.
На мой взгляд, сложно назвать инклюзивным образованием факт обучения ребенка с ОВ в общеобразовательном классе без специальных условий (доступной среды, специальных учебных программ), соответствующего коррекционного психолого-педагогического сопровождения.
Сегодня в Карагандинской области инклюзивное образование в полной мере реализуется в школе № 27, которая является ресурсным центром инклюзивного образования. Учебно-методическим центром развития образования по Карагандинской области определены 20 стажерских площадок по внедрению инклюзивного образования на базе общеобразовательных школ. В эксперименте участвуют 3 детских сада и 2 колледжа.
- В ОПМПК могут обращаться родители с новорожденными детьми?
- Согласно регламентирующим нашу деятельность документам ПМПК принимает детей на обследование от рождения, а, согласно нашему анализу, самым ранним периодом обращения в ПМПК является возраст в диапазоне 1,5-2 лет.
Первые, кто должен помочь родителям увидеть отклонения в развитии малыша, — медицинские работники родильного дома и поликлиники. Ежеквартально последние должны предоставлять нам информацию о результатах скрининга психофизических нарушений детей раннего возраста. В настоящее время мы стараемся осуществлять тесный контакт с поликлиниками. В этом году нами осуществляются выездные заседания ОПМПК. В настоящее время в план включены организации здравоохранения Караганды, Сарани, Темиртау, поселка Топар.
Причины позднего обращения в ОПМПК связаны с плохой информированностью родителей, а иногда и недостаточной грамотностью. Бывают случаи, когда семья из сельской местности приводит на обследование ребенка в 10-12-летнем возрасте впервые. Родители не задумывались о состоянии его здоровья и образовании, ребенок помогал по хозяйству, а нуждался в помощи специалистов.
Хотелось бы настоятельно рекомендовать родителям внимательно следить за развитием ребенка, знать его нормативы, заниматься ранним развитием, не затягивать момент обращения к специалистам, прислушиваться к их мнению. Из своей практики знаю: чем раньше родители примут особенности ребенка, тем быстрее начнут необходимую коррекционную работу и получат результат.
Уже в ближайшее время ОПМПК собирается открыть свой сайт, где родители смогут не только записаться на прием, но и получить предварительную консультацию.


 

Материал взят с сайта газеты "Индустриальная Караганда" -  inkaraganda.kz