Республиканский научно-практический онлайн-семинар
«Дети после кохлеарной имплантации:
актуальные вопросы, решения и перспективы»
25 февраля во всем мире отмечают Международный день Кохлеарного импланта. Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования, одним из высокотехнологичных методов реабилитации неслышащих детей. Главная цель КИ – это развитие у ребенка способности понимать речь собеседника, говорить и общаться с помощью речи на уровне, приближенном к уровню ребенка с нормальным слухом. Кохлеарная имплантация, несмотря на свою относительно недавнюю историю, завоевала стабильные позиции, как один из самых эффективных способов восстановления слуха. На данный момент система кохлеарной имплантации — самое совершенное устройство для помощи людям, которым недостижим мир звуков.
25 февраля 2021 года ФАО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области совместно с КГУ «Карагандинская областная психолого-медико-педагогическая консультация» провели научно-практический онлайн-семинар «Дети после кохлеарной имплантации: актуальные вопросы, решения и перспективы», приуроченный к международному Дню кохлеарной имплантации.
Цель семинара: создание диалоговой площадки для обмена опытом, определение и поиски путей решения актуальных проблем, профессиональная поддержка специалистов коррекционно-развивающего цикла, осуществляющих сопровождение детей после кохлеарной имплантации и их родителей. Впервые в одном онлайн пространстве произошла встреча преподавателей ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, специалистов ПМПК, КППК, РЦ, педагогов специальных и общеобразовательных школ, родителей детей-носителей КИ, врача-сурдолога и всех заинтересованных лиц.
№ |
Содержание |
Спикер |
Время |
1. |
Открытие республиканского научно-практического семинара |
Муканова С.Д. Директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области |
11.00-11.03 |
2. |
«Научно-методическое сопровождение развития инклюзивного образования в регионе» |
Сакаева А.Н. к.п.н. старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области |
11.03-11.08 |
3. |
«О некоторых статистических данных о детях с кохлеарным имплантом» |
Ержолова Ж.А. Руководитель КГУ «Карагандинская областная психолого-медико-педагогическая консультация» |
11.08-11.15 |
4. |
«Медицинская поддержка детей до и после КИ» |
Кириллова М.Н. детский врач-сурдолог, аудиологист КазНМУ им.С.Ф. Асфендиярова, г.Алматы |
11.15-11.25 |
5. |
«Психолого-педагогическое сопровождение детей до и после КИ на разных этапах коррекции и обучения» |
Кайралапова Р.К. сурдопедагог КГУ «Карагандинская областная психолого-медико-педагогическая консультация» |
11.25-11.35 |
6. |
«Я тебя слышу» Из опыта работы объединения родителей детей с нарушением слуха |
Победители Всероссийского конкурса социальных предпринимателей «Навстречу переменам» Россия, г.С-Петербург |
11.35-11.45 |
7. |
Вопрос-ответ |
Педагогическая и родительская общественность |
11.45-11.55 |
8. |
Подведение итогов, составление резолюции |
Сакаева А.Н., Ержолова Ж.А., Кайралапова Р.К., Амрина Б.Б. педагогическая и родительская общественность |
11.55-12.00 |
Резолюция по итогам научно-практического семинара
«Дети после кохлеарной имплантации:
актуальные вопросы, решения и перспективы»
Модератор: Сакаева Альфина Нигаматзяновна, к.п.н., старший преподаватель кафедры дошкольного воспитания и социализации личности ФАО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области.
На семинаре обсуждались вопросы:
- научно-методическое сопровождение развития инклюзивного образования в регионе;
- некоторые статистические данные о детях с кохлеарным имплантом;
- медицинская поддержка детей до и после КИ;
- психолого-педагогическое сопровождение детей до и после КИ на разных этапах коррекции и обучения;
- опыт работы объединения родителей детей с нарушением слуха «Я тебя слышу».
Участники семинара отметили:
- своевременность и актуальность привлечения внимания специалистов, родительской общественности к проблемам слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации;
- необходимость повышения квалификации или переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с детьми после КИ;
- проблемы обеспечения по месту жительства сурдопедагогического сопровождения детей после операции (на первоначальном/запускающем этапе реабилитации) и перед определением образовательного маршрута;
- несогласованность мероприятий разных ведомств по слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации;
- необходимость совершенствования учебно-методического комплекса для работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования на государственном и русских языках;
- наличие трудностей в организации коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации, таких как обеспеченность кадровым составом сурдопедагогов, логопедов, дефектологов в образовательных организацияхРеспублики Казахстан;
- необходимость разработки курса повышения квалификации для специалистов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации.
По итогам работы были выдвинуты следующие предложения:
- содействовать повышению профессионального уровня, педагогической компетентности, психолого-педагогических знанийработников дошкольных организаций и общеобразовательных школ о детях после кохлеарной имплантации;
- обеспечить согласованную деятельность специалистов и родителей, расширять формы взаимодействия с родителями обучающихся и воспитанников в ходе образовательного и реабилитационного процессов, в принятии совместных решений родителей и специалистов в отношении развития, обучения, воспитания детей после КИ;
- расширять формы информирования населения по вопросам специального и инклюзивного образования лиц с нарушением слуха;
- предусмотреть разработку алгоритма взаимодействия организаций образования и организаций здравоохранения.
- популяризировать метод кохлеарной имплантации и последующую слухоречевую реабилитацию как метод эффективной социализациидетей с высокой степенью тугоухости и глухотой.