Республиканский научно-практический онлайн-семинар

«Дети после кохлеарной имплантации:

актуальные вопросы, решения и перспективы»

         25 февраля во всем мире отмечают Международный день Кохлеарного импланта. Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования, одним из высокотехнологичных методов реабилитации неслышащих детей. Главная цель КИ – это развитие у ребенка способности понимать речь собеседника, говорить и общаться с помощью речи на уровне, приближенном к уровню ребенка с нормальным слухом. Кохлеарная имплантация, несмотря на свою относительно недавнюю историю, завоевала стабильные позиции, как один из самых эффективных способов восстановления слуха. На данный момент система кохлеарной имплантации — самое совершенное устройство для помощи людям, которым недостижим мир звуков.

25 февраля 2021 года ФАО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации  педагогических работников по Карагандинской области совместно с КГУ «Карагандинская  областная психолого-медико-педагогическая консультация»  провели научно-практический онлайн-семинар «Дети после кохлеарной имплантации: актуальные вопросы, решения и перспективы», приуроченный  к международному Дню кохлеарной имплантации.

Цель семинара: создание диалоговой площадки для обмена опытом, определение и поиски путей решения актуальных проблем, профессиональная поддержка специалистов коррекционно-развивающего цикла, осуществляющих  сопровождение детей после кохлеарной имплантации и их родителей. Впервые в одном онлайн пространстве произошла встреча преподавателей ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, специалистов ПМПК, КППК, РЦ, педагогов специальных и общеобразовательных школ, родителей детей-носителей КИ, врача-сурдолога и всех заинтересованных лиц.

 

Содержание

Спикер

Время

1.

Открытие республиканского научно-практического семинара

Муканова С.Д.

Директор  филиала  АО «НЦПК «Өрлеу»  ИПК ПР  по Карагандинской области

11.00-11.03

2.

«Научно-методическое сопровождение развития инклюзивного образования в регионе»

Сакаева А.Н.

к.п.н. старший преподаватель

филиала  АО «НЦПК «Өрлеу»  ИПК ПР  по Карагандинской области

11.03-11.08

3.

«О некоторых статистических данных о детях с кохлеарным имплантом»

Ержолова Ж.А.

Руководитель КГУ «Карагандинская областная психолого-медико-педагогическая консультация»

11.08-11.15

4.

«Медицинская поддержка детей

до и после КИ»

Кириллова М.Н.

детский врач-сурдолог, аудиологист КазНМУ им.С.Ф. Асфендиярова, г.Алматы

11.15-11.25

5.

«Психолого-педагогическое сопровождение детей до и после  КИ на разных этапах коррекции и обучения»

Кайралапова Р.К.

сурдопедагог КГУ «Карагандинская областная психолого-медико-педагогическая консультация»

11.25-11.35

6.

«Я тебя слышу»

Из опыта работы объединения родителей детей с нарушением слуха

Победители Всероссийского конкурса социальных предпринимателей

«Навстречу переменам»

Россия, г.С-Петербург

11.35-11.45

7.

Вопрос-ответ

Педагогическая и родительская общественность

11.45-11.55

8.

Подведение итогов,

составление резолюции

Сакаева А.Н., Ержолова Ж.А.,

Кайралапова Р.К., Амрина Б.Б.

педагогическая и родительская общественность

11.55-12.00

  

 

Резолюция по итогам научно-практического семинара

«Дети после кохлеарной имплантации:

актуальные вопросы, решения и перспективы»

 

Модератор: Сакаева Альфина Нигаматзяновна, к.п.н., старший преподаватель кафедры дошкольного воспитания и социализации личности ФАО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации  педагогических работников по Карагандинской области.

 

На семинаре обсуждались вопросы:

  • научно-методическое сопровождение развития инклюзивного образования в регионе;
  • некоторые статистические данные о детях с кохлеарным имплантом;
  • медицинская поддержка детей до и после КИ;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей до и после КИ на разных этапах коррекции и обучения;
  • опыт работы объединения родителей детей с нарушением слуха «Я тебя слышу».

 

Участники семинара отметили:

  • своевременность и актуальность привлечения внимания специалистов, родительской общественности к проблемам слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации;
  • необходимость повышения квалификации или переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с детьми после КИ;
  • проблемы обеспечения по месту жительства сурдопедагогического сопровождения детей после операции (на первоначальном/запускающем этапе реабилитации) и перед определением образовательного маршрута;
  • несогласованность мероприятий разных ведомств по слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации;
  • необходимость совершенствования учебно-методического комплекса для работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования на государственном и русских языках;
  • наличие трудностей в организации коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации, таких как обеспеченность кадровым составом сурдопедагогов, логопедов, дефектологов в образовательных организацияхРеспублики Казахстан;
  • необходимость разработки курса повышения квалификации для специалистов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации.

 

По итогам работы были выдвинуты следующие предложения:

 

  • содействовать повышению профессионального уровня, педагогической компетентности, психолого-педагогических знанийработников дошкольных организаций и общеобразовательных школ о детях после кохлеарной имплантации;
  • обеспечить согласованную деятельность специалистов и родителей, расширять формы взаимодействия с родителями обучающихся и воспитанников в ходе образовательного и реабилитационного процессов, в принятии совместных решений родителей и специалистов в отношении развития, обучения, воспитания детей после КИ;
  • расширять формы информирования населения по вопросам специального и инклюзивного образования лиц с нарушением слуха;
  • предусмотреть разработку алгоритма взаимодействия организаций образования и организаций здравоохранения.
  • популяризировать метод кохлеарной имплантации и последующую слухоречевую реабилитацию как метод эффективной социализациидетей с высокой степенью тугоухости и глухотой.