28 сентября 2020 года руководитель Карагандинской областной ПМПК Ержолова Жанар Аскербековна выступила на онлайн-совещании, организованном министром образования РК Аймагамбетовым Асхатом Канатовичем для руководителей ПМПК, КППК, РЦ о проблемных аспектах в деятельности этих специальных организаций образования.

      Жанар Аскербековна обратила внимание на проблемы деятельности ПМПК, которые представлены в виде трех групп:

  • Первая группа – проблемы взаимодействия ПМПК с организациями образования, здравоохранения, социальной защиты.
  • Вторая группа – проблемы организации деятельности ПМПК.
  • Третья группа – кадровые проблемы ПМПК.

 

  1. Проблемы взаимодействия ПМПК с организациями образования, здравоохранения, социальной защиты.

Начну с проблемы выявления детей раннего возраста. Согласно приказу Министра здравоохранения  Республики Казахстан  "Об утверждении Правил организации скрининга»  организации ПМСП передают в территориальную ПМПК информацию о детях раннего возраста с психофизическими нарушениями.

Однако высылаемые сведения носят нерегулярный и неинформативный характер. С целью решения этих вопросов, осуществления раннего вмешательства и максимального охвата комплексной психолого-педагогической помощью детей раннего возраста, выявленных в результате скрининга, при предоставлении сведений эффективным было бы указывать в них контактные данные родителей  для осуществления связи  ПМПК  с семьей (приложение 14 и 15 к «Правилам организации скрининга», в графе домашний адрес добавить контакты родителей). Самостоятельно решить этот вопрос мы не имеем возможности.

Следующая проблема взаимодействия – это наличие в перечне документов для получения услуг в сфере социальной защиты заключения ПМПК: «Оказание специальных социальных услуг в условиях на дому», «Возмещение затрат по обучению на дому». Считаем, что для оказания этих услуг заключение ПМПК не нужно. В том числе по причине того, что среди получателей этих услуг значительное число нетранспортабельных детей, что вызывает у них огромные неудобства при сборе необходимых документов, в частности при получении заключения ПМПК.

Безусловно, можно рассмотреть вопрос выезда специалистов ПМПК на дом к нетранспортабельному ребенку, но при этом большинство ПМПК столкнется с рядом проблем, в том числе с нерегламентированностью этого вопроса в нормативных правовых актах. Аналогичная ситуация с проведением выездных заседаний ПМПК. Всем известно, что практически каждая ПМПК в течение года осуществляет от 10 до 100 выездов в организации образования и здравоохранения. Однако, это направление работы не закреплено ни в типовых правилах деятельности ПМПК, ни в правилах оказания государственной услуги.

Проблема взаимодействия с организациями образования: школами, детскими садами в аспекте внедрения инклюзивного образования. Несмотря на то, что нормативно-правовая основа инклюзивного образования практически полностью сформирована, родители при предоставлении заключения ПМПК с рекомендациями по обучению в условиях инклюзии сталкиваются с отказом в зачислении ребенка в школу либо детский сад по месту жительства. Администрация организаций образования обосновывает родителям отказ в отсутствии условий для инклюзивного образования. Родители вновь возвращаются в ПМПК, делая выбор при этом уже в пользу обучения в условиях специальной школы.

Однако, даже при зачислении ребенка в школу либо детский сад рекомендации ПМПК не выполняются в полном объеме либо не выполняются вовсе. Причина: отсутствие в штате дефектологов, логопедов. Логопед, дефектолог и психолог - это наиболее востребованный вариант состава службы психолого-педагогического сопровождения, который является неотъемлемой частью реализации инклюзивной практики.

Вышесказанное свидетельствует еще об одной проблеме в этой цепочке: проблеме распределения ответственности за выполнение рекомендаций ПМПК. В настоящее время никто не несет ответственность за реализацию заключений ПМПК: ни родители, ни организация образования, ни сама ПМПК. Назрела необходимость осуществления мониторинга реализации рекомендаций ПМПК в системе образования, обоснованная, в том числе тем, что зачастую при динамическом обследовании ребенка, констатируется отсутствие положительной динамики в развитии и усвоении образовательной программы не потому, что причина исключительно в состоянии ребенка, а потому, что рекомендации ПМПК не выполнялись организацией образования. Необходимость подобного мониторинга связана и с внедрением в Республике Казахстан подушевого финансирования организаций образования.

Следующая проблема связана с недостаточным пониманием того, что дети, получившие рекомендацию ПМПК на обучение в условиях инклюзивного образования, могут обучаться по трем типам учебных программ: общеобразовательная, сокращенная общеобразовательная  и индивидуальная (согласно приказу 595 от 30.10.2018).

Наибольшие трудности реализации вызывает рекомендация ПМПК по обучению ребенка по индивидуальной программе. Индивидуальная программа не ориентирована на ГОСО, то есть дети получают нецензовое образование. Речь идет о детях с нарушением интеллекта, легкой и умеренной умственной отсталостью. Отсутствие закрепления этого понятия в НПА приводит к тому, что на местах детей этой категории обучают вместо индивидуальной программы, по общеобразовательной учебной программе, что является нарушением прав ребенка на получение качественного образования с учетом его возможностей и особенностей. В целом, обучение детей с нарушением интеллекта в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования, вызывает массу вопросов, которые требуют ответов, отраженных в НПА.

 

  1. Проблемы организации деятельности ПМПК.

В первую очередь, здесь необходимо обратиться к вопросу очередности в ПМПК, что связано напрямую с большим количеством необоснованных направлений в ПМПК школами, детскими садами. Несмотря на регулярную разъяснительную работу, до сих пор в ПМПК продолжают направлять всех детей, имеющих инвалидность, но не имеющих особых образовательных потребностей.

С этого учебного года заключение ПМПК исключено из перечня документов для получения услуги по организации обучения на дому в школе. Однако, как говорилось выше, для получения услуги «Возмещение затрат по обучению на дому» для детей с инвалидностью заключение ПМПК в перечне документов по-прежнему есть. Таким образом, дети с инвалидностью, обучающиеся на дому, вынуждены ежегодно проходить обследование в ПМПК, что абсолютно неверно, необоснованно. Часть из них не имеет особых образовательных потребностей и не нуждается в определении типа учебной программы, коррекционно-педагогической поддержки.

Следующая проблема связана с большим потоком детей, обращающихся за повторным заключением ПМПК для получения помощи в кабинетах психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центрах. Обусловлена эта проблема очередностью в эти специальные организации образования и минимальным сроком получения коррекционной поддержки в течение 3-4 месяцев в большинстве случаев. Какую картину мы наблюдаем в течение многих лет: ребенок получает заключение ПМПК для кабинета психолого-педагогической коррекции, его ставят в очередь, в очереди ребенок находится в среднем от 3 до 6-8 месяцев (при этом не имеет права получать специальную помощь в других организациях образования согласно приказу 66), далее его зачисляют и по завершению в среднем 3-4 месяцев его выпускают и направляют снова в ПМПК. Этого срока коррекционной поддержки недостаточно, в большинстве случаев. В ПМПК не констатируют никакой позитивной динамики, либо эта динамика незначительная (речь идет о детях с сочетанными нарушениями, о детях с РАС и др.)

Проблема продолжительности получения дошкольного образования детьми с особыми образовательными потребностями. В законе «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» указано, что они могут начать школьное образование в 7-10 лет. Детей этой группы отчисляют из детских садов по достижению ими 6-летнего возраста, как и всех детей. Безусловно, большинство из них не готово к началу школьного обучения, и даже к началу обучения в предшкольном классе. Никто не желает брать на себя ответственность за пребывание ребенка старше 6 лет в детском саду. Директор детского сада направляет в ПМПК для решения этого вопроса, а ПМПК не знает, на основании какого нормативного документа может рекомендовать этому ребенку 6-летнего возраста продолжить пребывание в детском саду, так как подобный документ отсутствует.

Следующая проблема в этой группе связана  с тем, что впервые в многолетней истории деятельности ПМПК с 2019 года мы начали выдавать заключения для организаций ТиПО. Инклюзивное образование на этой ступени только развивается. Этот вопрос требует очень серьезного изучения специалистами ПМПК. В связи с этим новым направлением в работе возросла и нагрузка на ПМПК. Она и без этого направления была очень высокой: заключение ПМПК необходимо для зачисления детей всех возрастных категорий во все специальные организации образования, для получения услуг в сфере социальной защиты, для получения инклюзивного образования теперь практически на всех ступенях. Действительно, нагрузка очень высокая, особенно в летний период.  

  1. Кадровые проблемы ПМПК.

Обратимся лишь к некоторым. Если в общеобразовательных школах, педагог-психолог включен в реестре должностей в состав ступени В-2, то в ПМПК педагог-психолог по-прежнему получает заработную плату по ступени В-3, несмотря на то, что все специалисты ПМПК осуществляют работу в равных условиях, и все педагоги, за исключением педагогов-психологов, находятся на ступени В2.

Доплата за степень магистра не предусмотрена в ПМПК. Магистры у нас есть, рискуем их потерять в связи с возможным оттоком кадров в школы, где такая доплата предусмотрена.

В большинстве ПМПК отсутствуют диагностические группы. Хотя режим работы ПМПК позволяет организовать в помещении ПМПК деятельность диагностических групп в соответствии с приказом 66 от 14.02.2017. Наличие диагностических групп при каждой ПМПК позволило бы сгладить проблему очередности в КППК, РЦ.

В Типовые штаты ПМПК не включен социальный педагог, регистратор.