Рекомендации для родителей

по развитию речи ребенка от 0 до 1 года.

(материалы предоставлены РПМПК г.Алматы)

 

0-3 месяца.

 

  1. Общайтесь, разговаривайте с малышом как можно раньше. Это можно также делать во время кормления, одевания, на прогулке. Во время речевого общения смотрите малышу в глаза, говорите эмоционально с разной интонацией.
  2. Давайте малышу исследовать предметы, подвесив их таким образом, чтобы он смог дотянуться до них. Хвалите его, откровенно радуйтесь, когда малыш смог дотянуться и захватить предмет. Если у него не получается, вложите игрушку в руку, помогите ему удержать ее.

Желательно, чтобы игрушки были разной фактуры (резиновые, пластмассовые, меховые, деревянные) и разной формы (удлиненные,  круглые, кольца и др.) Позволяйте малышу тянуть руки в рот.

Чаще обозначайте словами, звукоподражаниями, жестами предметы, оречевляйте все свои действия и действия ребенка.

  1. Если ребенок на искусственном вскармливании, то следует менять положение ребенка на руках, так как при кормлении в одной и той же позе у ребенка всегда оказываются прижатыми к груди матери одна рука и глаз, что приводит к недостаточному их функционированию и косвенно может повлиять на задержку в развитии речи.

4 Привяжите к пальчикам ребенка различные яркие ленточки, к запястью – бубенчик. Подвигайте ручками ребенка, чтобы привлечь его внимание к цвету или звуку.

 

4 - 7 месяцев.

 

1. Разговаривайте с ребенком голосом разной высоты, разного тембра, шепотом. Привлекайте к общению с малышом папу и других членов семьи. Давайте малышу возможность слышать по-разному звучащие игрушки, предложите послушать шелест бумаги, целлофана и т.д. Издавайте звуки с разных сторон от ребенка, спрячьте предмет, а затем снова покажите. Обычно детей очень увлекают такие игры.

  1. Общайтесь, разговаривайте с малышом как можно чаще. Во время разговора с ним важно, чтобы ребенок хорошо видел вашу мимику и движения ваших губ. Желательно, чтобы в это время в комнате было тихо, не звучала громкая музыка, чтобы ребенок хорошо слышал произносимые звуки.
  2. Для стимуляции лепета можно приложить пальчики малыша к своим губам, чтобы он почувствовал, как двигаются ваши губы, когда вы произносите «ма-ма», «ба-ба», «па-па». Во время кормления намажьте немного еды на губы ребенка, возможно, он сможет их облизать, что будет способствовать развитию движений языка. Можно также аккуратно сближать губы ребенка, побуждая его сказать «м», «б», «п».
  3. Предлагайте малышу для захватывания и ощупывания самые разнообразные предметы и игрушки - твердые, мягкие, гладкие, шершавые, легкие и тяжелые. 

Если малыш еще не тянется к игрушке, на  которую  он смотрит, то  можно потрогать игрушкой его руки,  подняв его ручки так,   чтобы он видел и руки и игрушку.   Вложите затем игрушку ему в руки. 

Если ребенок еще не тянет игрушку в рот, вложите ему в ручку чистую погремушку или кольцо, помогите ему приблизить ручку с игрушкой ко рту.  Это стимулирует исследование игрушки ртом.

Научите малыша использовать вторую руку для игры: подайте ребенку игрушку, затем предложите еще одну. Если он ее не захватывает, помогите ему.

  1. Если малыш сам захватывает погремушку, научите его ритмично ею постукивать, трясти, перекладывать из руки в руку; можно предлагать 2 предмета.

Когда малыш ритмично стучит погремушкой сопровождайте его действия лепетом: «та-та-та-та; па-па-па».

  1. Учите ребенка правильно захватывать предмет, противопоставляя большой палец остальным, осуществлять различные манипуляции: трясти, стучать друг об друга, бросать вниз, сжимать, разрывать, растягивать и др.

 

8 - 10 месяцев.

 

1.Общайтесь, разговаривайте с малышом как можно чаще. Играйте с ним в игры: «Коза рогатая», «Ку-ку», «Ладушки», «Сорока-белобока» и др. затем покажитесь ему. Будьте эмоциональны, поощряйте и хвалите малыша!

  1. Предлагайте малышу доставать и складывать в коробку предметы и игрушки. Если ребенок стал скидывать игрушки из манежа и прослеживать куда они упали, подайте ему игрушку, прокомментировав его действия: «Ты бросил мячик. Куда упал мячик? Вот мячик. На мячик».
  2. Учите малыша понимать речевые просьбы. Озвучивайте его желания: «Ты хочешь на ручки? Мама возьмет тебя на ручки. Иди ко мне.» Поманите его руками. Если ребенок не протягивает руки, чтобы его взяли сделайте этот жест за него: приподнимите его руки. Затем повторите свое предложение.
  3. Показывайте указательным жестом на 2-3 предметы и постоянно называйте их. Затем спросите малыша: «Где часы? Мячик? и т.д.», сопровождая эти слова движениями головы и глаз, показывающими, что Вы что-то ищете.
  4. Давая игрушку, говорите: «На», а когда берете у малыша из рук, говорите: «Дай», показывая жестом, что просите его.
  5. Полезно делать массаж кистей рук – поглаживайте их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделайте движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик и сгибает, разгибает их. Сочетайте с произнесением различных потешек, стишков.

Этот пальчик – дедушка,          Ладушки, ладушки,

Этот пальчик – бабушка,           Где были? – у бабушки,

Этот пальчик – мамочка,           Что ели? – кашку.

Этот пальчик – папочка,            Что пили? – бражку.

Этот пальчик – я,                         Полетели, полетели,

Вся моя семья!                              На головку сели.

  1. Играйте с ребенком, повторяя то, что он произносит, как бы показывая, что Вы его понимаете. Например, когда он скажет «ба», повторите за ним так, как будто Вы с ним соглашаетесь, а затем произнесите с вопросительной интонацией, с восторженной или огорченной, громко и шепотом, высоким и низким голосом.

10 – 12 месяцев.

 

1.Научите ребенка качать головой в значении «нет», «не хочу», «не надо», используйте жест кивания головой с целью утвердительного ответа.

2.Играя с ребенком, просите его выполнить простые, уже известные ему действия: например, возьми, положи, покажи, дай, брось, иди сюда, покатай, надень и др. Если ребенок не реагирует, сопровождайте слова поясняющим жестом или помогите ему выполнить действие.

  1. Во время купания, одевания называйте части тела, лица ребенка.

Показывая различные игрушки, изображающие животных, поизносите характерные для них звукоподражания: «Вот кошка. Она мяукает «мяу-мяу». Где кошка? Куда спряталась? Вот она. Кошка любит лакать молоко.» Будьте веселы и эмоциональны, тогда ребенок, возможно, начнет повторять за Вами эти движения, что будет способствовать развитию речи.

  1. Старайтесь почаще разговаривать с ребенком и поощрять повторение им различных звуков, звукосочетаний, простых слов, меняя интонацию и высоту голоса. Покажите ему игрушку, а затем спрячьте, попросите ребенка найти ее, попросить дать ему, используя жест или «дай» и звукоподражание.

5.Ребенок лучше запоминает названия предметов и действий с ними, если он активно с ними действует. Поэтому, не просто показывайте игрушки, а давайте ребенку активно с ними действовать.

Полезны игры с сюжетными игрушками, когда Вы выбираете пару игрушек, которые можно как-то связать по смыслу (кукла и кроватка, машинка и гараж, собачка и миска). Проговаривая все действия, обыграйте какой-нибудь сюжет.

 

Нормативы речевого развития от 1 года до 2 лет.

 

  1. Учите ребенка понимать речевые просьбы. При одевании малыша просите его подать вам предметы одежды, обуви; при кормлении – ложку, чашку. Просите малыша принести игрушку: куклу, машину, собаку, мячик и пр.

 

  1. Учите узнавать предметы, отличающиеся 1-2 признаками, например, большой мячик и маленький, кошка плюшевая и резиновая, чайная ложка и столовая и т.д. Рассмотрите вместе с ребенком игрушки и предметы, назовите их, а затем попросите малыша показать Вам один из предметов.
  2. Называйте все действия, которые выполняете вы и ваш малыш. Все это будет способствовать развитию фразовой речи ребенка, т.к. фраза состоит из существительного и глагола.

4.Обычно в этот период ребенку уже доступно практическое понимание простых предлогов «в», «на». Показывайте и оречевляйте свои действия, когда вы играете с ребенком. Например: «Положи кубики в машину. Я тоже кладу кубики в машину. Где лежат кубики? Кубики лежат в машине. Машина едет в гараж. Машина заехала в гараж. Где стоит машина? Машина стоит в гараже.» Аналогично обучают ребенка пониманию предлога «на». Давайте ребенку различные поручения, доступные для понимания и выполнения.

  1. Поучите ребенка звукоподражаниям различным животным: мяу, ав-ав, ко-ко, би-би, му, ме и т.д.

С полутора лет показывайте и называйте ребенку различные предметные картинки в книжках. Затем переходите к сюжетным картинкам, где предмет изображает знакомые действия (кушает, спит, играет и т.д.)

  1. К 2 годам развитие внимания позволяет вашему малышу прослушать короткие и простые по содержанию тексты в книжках с картинками. Дети любят имитировать действия взрослых: листают страницы книги, договаривают последние слова в сказке.
  2. Попробуйте потренировать губы, язычок ребенка. Предложите ребенку подуть на шарик, в дудочку, на ватку. Намажьте вареньем губку и пусть малыш слижет языком. Поиграйте перед зеркалом: высовывайте язык, сделайте «хоботок» губами, поцокайте, как лошадка.

 

от 2 до 3 лет.

  1. В этом возрасте важно больше общаться со своим ребенком посредством речи. Отвечая ему, давайте ответы короткими фразами, доступными пониманию ребенка. Ваша речь должна быть эталоном для ребенка, не сюсюкайте, употребление лепетных слов, звукоподражаний («ням, ав-ав, би-би») в этом возрасте нежелательно.
  2. Используйте прогулки на улице для дальнейшего развития словарного запаса. Рассмотрите птиц, насекомых, деревья, здания, опишите их. («Это лист дуба. Дубовый лист. Подай мне дубовый листик». Не забывайте употреблять существительные во множественном числе и с суффиксами уменьшительности (дубовые листики, черные вороны).
  3. Предлагайте ребенку не только названия предметов и действий с ними, но и обозначения частей предмета: у платья есть воротник, рукава, поясок, карманы, у дома – крыша стены, дверь, окно и т.д.). Сравнивайте предметы по величине, форме, цвету, вводя новые прилагательные со значением противопоставления: это дерево высокое, а кустик низкий; эти окна большие, а эти маленькие; это полотенце широкое, а это узкое; тот дом далеко, а этот близко и т.д.
  4. Постепенно можно вводить элементарные временные понятия: вчера, сегодня, завтра, рассказывайте ребенку о текущем времени года, сезонных изменениях в природе. Например, «Сейчас зима. На улице холодно. Надо одеваться тепло, чтобы не замерзнуть. На земле и на деревьях снег.» Не стоит попутно сразу рассказывать о весне, когда начнут проявляться ее признаки, тогда и поговорите об этом. В противном случае все новые знания смешаются.

Когда ребенок усвоит понятия вчера, сегодня, научите его использовать глаголы прошедшего времени: вспомните, что он делал вчера, куда вы вчера ходили, кого видели и т.д.

Дома можно поиграть в различные сюжетные игры: «Гости пришли», «Маленькая хозяйка», «Парикмахер», «Врач», «Водитель» и др.

Организуйте малышу общение с другими детьми. В игре дети порой демонстрируют богатство речи, неожиданное для родителей, т.к. ребенку приходится сравнивать свои действия с чужими, он старается привлечь других к игре, советуется.

К 2 г. 6 м. обычно ребенку доступно понимание предлогов «за», «по», «до», «над», к 3 годам добавьте предлоги «через», «около», «перед». Предлагайте ребенку выполнить различные инструкции в игровой форме: «спрячься за стульчик», «пройди по ковру как солдат», «дойди до двери», «посади мишку около куклы», «поставь машину перед гаражом», «перешагни через веревочку» и т.д.