Рекомендации для родителей

неговорящего ребенка

(материалы предоставлены РПМПК г.Алматы)

 

Развитие понимания речи

 

Что нужно делать:

  • Возьмите ребенка за руку и вместе с ним шагайте вперед, сопровождая ходьбу словами: «Большие ноги шли по дороге

ТОП-ТОП-ТОП

Маленькие ножки шли по дорожке

топ-топ-топ».

Первую и вторую строчку говорим басом. ТОП-ТОП-ТОП – говорим медленно, делая крупные шаги и высоко поднимая ноги, третью и четвертую строчку произносим тонким, писклявым голосом. При произношении «топ-топ-топ» выполняем мелкие частые шаги. Говорите «ТОП-ТОП» и «топ-топ», дожидаясь от него соответствующей двигательной реакции – медленные крупные шаги или быстрые крупные. Если ребенок не выполняет речевой просьбы, покажите ему еще раз что нужно сделать. Затем снова обратитесь с просьбой: «Сделай «ТОП-ТОП», а теперь сделай «топ-топ». Играйте так до тех пор пока ребенок не научиться выполнять движения только по речевой просьбе. Попросите ребенка говорить вместе с Вами «ТОП-ТОП» и «топ-топ».

Похвалите ребенка, если он попытался сказать, приласкайте его и немедленно повторите за ним эти слоги.

  1. Усадите ребенка напротив себя, сожмите его пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибайте их, начиная с большого пальца, повторяя при этом

«Этот пальчик – деда (большой),

Этот пальчик – баба (указательный),

Этот пальчик – папа (средний),

Этот пальчик – мама (безымянный),

Этот пальчик – я (мизинец),

Вот и вся моя семья.»

 На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы. Слова «деда, баба, папа, мама» можно менять на другие, состоящие из 2-х одинаковых слогов, например, Тата, Ляля, Вава и т.д. Играйте так с ребенком 3-4 раза в день, затем попросите его повторить вместе с Вами простые слова: деда, баба, папа, мама, а затем сделайте паузу перед этими словами, дожидаясь, чтобы ребенок закончил строчку, если этого не произошло, продолжите сами. Обязательно похвалите ребенка сначала даже за самое приблизительное воспроизведение слогов, и постепенно просите от него все более четкого произношения слогов.

  1. Повторяйте слоги, связанные с какой-нибудь игрой или игрушкой – «ку-ку», «бах-бах». Рассмотрите картинку (или подберите соответствующие игрушки), на которой животные со своими детенышами играют на поляне: коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок. Мама коза кричит вот так: «МЕ-МЕ-МЕ (произносите низким голосом), а козленок кричит так: «ме-ме-ме» (произносите высоким голосом). Так взрослый изображает всех животных. Попросите ребенка угадать, кто кричит – мама или детеныш? Изображая то детенышей, то их мам, меняя высоту голоса, ребенок может показать по картинке или выбрать соответствующую игрушку. Побуждайте ребенка произносить слоги вместе с Вами, а затем самостоятельно.
  2. Выберите с ребенком какую-нибудь сказку, которая нравиться вашему ребенку, например, «Колобок», «Репка», «Теремок». Рассмотрите вместе с ребенком картинки к той сказке и задайте ребенку более сложные вопросы: например в сказке «Репка» - что посадил дед? Какая выросла репка? Кого позвал дед на помощь? Кого позвала бабка? (внучка, жучка, кока, мышка), Кто здесь самый маленький? и другие. Проговорите за деда, бабу, кошку, мышку, меняя интонацию, темп и тембр голоса, попросите ребенка угадать, кто это говорит. Ребенок, по возможности, может давать ответные двигательные или звуковые реакции, или показывать ответы по картинкам. Попросите ребенка превратиться в деда, жучку, мышку, кошку и произнести слоги разными голосами, меняя высоту, интонацию.

Развитие собственной речи.

 

Что нужно делать:

 

  1. Вызывайте у ребенка элементарные навыки произношения с помощью гласных: а,о, у, ы. Рассмотрите картинку (или подберите игрушки), на которой поет девочка (а-а-а), воет ветер (у-у-у), пищит мышка (и-и-и), ревет медведь (ы-ы-ы). Покажите и озвучьте каждую картинку (игрушку), потом попросите ребенка угадать, кто это. Изображая всех, кто нарисован. Пропойте вместе с ребенком, затем попросите ребенка изобразить всех, кто нарисован на картинке. Потом произнесите по два вида звуков(например, а-а-а; и-и-и) и попросите ребенка угадать, кто пел свою песню сначала, а кто потом.
  2. Прислушивайтесь к лепету ребенка, когда Вы его переодеваете или когда он сидит в кроватке. Как только Вы услышите, что ребенок комбинирует различные слоги, постарайтесь закрепить этот навык: похвалите ребенка, приласкайте его,  составьте из этих слогов простейшие слово: Катя, Ляля, Тата.
  3. Формируйте у ребенка однословное предложение. Возьмите ребенка за руку идите вместе с ним вперед и сопровождайте движение словами: «иду» повторяя это предложение многократно, потом спросите у ребенка: «Ты идешь?» возможно, он ответит «Иду» - если нет, продолжайте сами движение сопровождать словом «Иду», через некоторое время вновь спросите у ребенка : «Ты идешь?» так продолжайте до тех пор, пока не получите положительный ответ. Таким же способом вводите в речь слова: сижу, бегу, несу и т.д., сопровождая соответствующими действиями, Побуждайте вступить в диалог: «Ты сидишь?» «Сижу.» «Ты несешь?» «Несу.»
  4. Следующим этапом будет формирование двухсловного предложения. Сопровождайте совместную ходьбу с ребенком фразой типа: «Я иду». Потом спросите малыша: «Ты идешь?» получите положительный ответ: «Я иду», переходите к следующей фразе: «Мишка (Тата, Катя, ляля) идет, потом спросите «Мишка (Тата, Катя, ляля) идет?»,  добивайтесь положительного ответа «Мишка (Тата, Катя, ляля) идет.»
    • Добавляйте короткие слова: тут, вон, там, дай. Расставьте несколько игрушек, расскажите ребенку кто где, сопровождая короткой фразой: тут мама, там ляля, вот Миша. Потом спросите у ребенка: «Где мама?» короткий, односложный ответ ребенка: тут (там, вон) доводите до полного ответа: «Тут мама.»
    • Комбинируйте описанные выше занятия с играми; используйте звучащие игрушки: поставьте в ряд несколько звучащих игрушек, дайте ребенку прослушать звучание каждой игрушки, затем попросите его закрыть глаза и издайте звук какой-нибудь игрушкой, открыв глаза, ребенок должен показать, какая звучала игрушка. Издавайте звук игрушкой с разного расстояния и с разных сторон от ребенка (из-за спины, с боку, сверху), ребенок должен определить с какой стороны раздался звук.

 

Не забываете хвалить ребенка за любые даже маленькие успехи!