Слух Вашего ребёнка

 

Еще до своего рождения ребенок слышит звуки, проникающие в матку из окружающего мира. Начиная с 24-й недели беременности матери он уже реагирует на звук. Однако окончательное созревание слуховых проводящих путей происходит лишь после рождения. В родильных домах проводится скрининговое исследование слуха новорожденных. Если ребенок его не проходит, то рекомендуется консультация сурдолога. 

Развитие речи.

В фазе так называемого начального лепета все дети в мире издают примерно одинаковые  звуки. Затем, в возрасте 4-6 месяцев дети начинают осознанно воспринимать свой собственный голос и забавляться речью. Если у ребенка отсутствуют слуховые ощущения, он постепенно теряет интерес к произнесению различных звуков и полностью перестает лепетать во второй половине первого года жизни.

Психология.

Родители разговаривают с детьми с момента их рождения. И хотя младенец пока не понимает смысла слов, голос матери или отца создает у него ощущение безопасности и близости. Позже ребенок улавливает в голосах родителей похвалу, одобрение или  предостережение еще до того, как научится говорить. Эта информация  очень важна для раннего социального обучения ребенка и развития его личности. Поэтому важно обнаружить и исправить дефекты слуха ребенка как можно раньше.

Родителям следует насторожиться, если ребенок:

  • не поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса (в возрасте начиная с 4 месяцев);
  • не реагирует на резкие звуки (в возрасте 1,5-6 месяцев);
  • не гулит (в возрасте 2-4 месяцев);
  • не пытается лепетать простые слова (в возрасте 6-12 месяцев).

В более старшем возрасте:

  • невнимательно слушает, не обращает внимания даже на громкие звуки;
  • плохо, невнятно говорит или не говорит совсем;
  • старается подойти ближе или прибавить громкость у телевизора.

Если что-то из перечисленного вы можете сказать о своем ребенке, вам необходимо как можно скорее проконсультироваться с опытными специалистами – сурдологом и сурдопедагогом, чтобы выяснить, действительно ли у ребенка имеет место снижение слуха.

Причины нарушений слуха у детей:

 Врожденные:

  1. Наследственная тугоухость, передающаяся из поколения в поколение;
    · Генетические отклонения.
  2.  Связанные с родами (до, во время и сразу после родов):
     вес при рождении менее 1500 г и/или роды ранее 32-й недели беременности;
    · гипоксия (кислородная недостаточность) плода;
    · остановка дыхания (младенец после рождения долгое время не          мог   вдохнуть); 
    · родовые травмы;
    · инфекции, перенесенные матерью во время беременности (краснуха, грипп, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз);
    · прием ототоксических препаратов во время беременности;
    · злоупотребление будущей матери алкоголем.
  3.  Последствия (примерно у половины детей с нарушениями слуха)   бактериального менингита или энцефалита; тяжелых форм кори или свинки; хронического воспаления уха; несчастных случаев (различные травмы);  химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).

Кроме того, следует насторожиться в следующих случаях, так как они могут сопровождаться нарушениями слуха:  
· при необычной форме наружного уха и слухового прохода;
· ограниченной подвижности рта;
· повышенном слюноотделении, которое нельзя объяснить прорезыванием  зубов;
· церебральных двигательных расстройствах;
· отсутствии речи или приостановке ее развития;
· отклонениях в поведении (слишком шумные, агрессивные или, наоборот,  слишком спокойные дети).
 

Как проверить слух младенца?

Часто родители даже не догадываются о том, что ребенок испытывает затруднения со слухом. Так, исследования, проведенные в Москве, показали что у 7 % обследованных детей есть проблемы со слухом, о которых не подозревали ни они, ни их родители.  К сожалению, определять, слышит ли малыш, еще находящийся в утробе матери, врачи пока не научились. Поэтому, если в анамнезе мамы и малыша имеются какие-либо из перечисленных выше причин нарушений слуха, родителям стоит самим проявить инициативу и как можно раньше обратиться к специалистам для проведения полного и всестороннего обследования слуха ребенка.  

Глухонемых детей быть не должно!

Потеря слуха, связанная с отмиранием волосковых клеток внутреннего уха (а именно это является причиной до 90% случаев тугоухости) – явление, увы, необратимое. Ребенок с такой потерей слуха никогда не будет слышать самостоятельно. Но не следует отчаиваться: нарушение слуха - недостаток физический, но не психический. Ребенок с проблемами слуха может и должен овладеть устной речью и нормально развиваться. Для этого необходимо как можно раньше, сразу же после установления диагноза, подобрать ему качественные слуховые аппараты.  Нельзя терять ни дня: наиболее благоприятный период для овладения языком – от 7-12 месяцев до 3,5-4 лет. В идеале ребенок должен быть правильно спротезирован в возрасте до 6 месяцев. Детское слухопротезирование имеет существенные отличия от взрослого. У детей, в отличие от взрослых нет звуковых образов — они не знают как звучат бытовые звуки, слоги, слова, они не знают как звучит Мир.  Слуховое и общее умственное развитие тесно связаны. Если ребенок не слышит, слуховой и речевой центры его мозга не получают информации и не могут нормально развиваться. Как следствие - страдают интеллект и речь. Но это не значит, что дети с нарушениями слуха менее умны, чем их нормально слышащие сверстники. Только им надо дать возможность услышать звуки.

 

Ребенок с поражением слуха имеет все шансы для нормального развития, если:

  • ему вовремя и правильно подобраны и индивидуально настроены слуховые аппараты;
  • он регулярно занимается с сурдопедагогом;
  • родители активно помогают ему развиваться.                     

Не повредит ли ребенку слуховой аппарат?

Мнение, что слуховые аппараты вредны, что при их применении слух становится еще хуже, сложилось много лет назад, когда первые слуховые аппараты были довольно низкого качества. Они сильно искажали звук, шумели, и их нельзя было настроить  под индивидуальные особенности слуха пациента.

Но с тех пор наука шагнула далеко вперед. Современные слуховые аппараты - это сложнейшие микроэлектронные приборы высочайшего качества, которые успешно компенсируют практически любую потерю слуха. Разнообразие моделей позволяет с достаточной точностью осуществлять первичный выбор аппарата, а настройка амплитудно-частотных характеристик аппарата обеспечивает оптимальное усиление и разборчивость.

Правильно подобранный слуховой аппарат способствует развитию остатков слуха, как бы тренируя слуховой анализатор, включая его центральные отделы в коре головного мозга. Современный слуховой аппарат, правильно подобранный и настроенный, может принести ребенку только пользу.

  Требования к детскому слуховому аппарату

Большинство детей, страдающих нарушениями слуха, имеют  большие (III-IV и выше) степени его потери.  Правильное детское слухопротезирование — это два цифровых программируемых многоканальных заушных слуховых аппарата. Слуховые аппараты для детей должны  гибко и точно 

настраиваться согласно индивидуальным особенностям потери слуха, и должны легко перенастраиваться  с изменением этих особенностей. С ростом ребенка растут и его уши, изменяются и их акустические свойства. Поэтому настройки аппаратов необходимо регулярно проверять и корректировать. Программируемые слуховые аппараты настраиваются компьютером  с помощью специальной программы, которая позволяет регулировать большое количество параметров слухового аппарата. Эти настройки можно в любой момент легко поменять, сохранив в памяти компьютера предыдущие, которые при необходимости могут быть восстановлены. Специалисту достаточно занести в программу данные о возрасте ребенка, и при расчете параметров слухового аппарата возрастные особенности будут автоматически приняты во внимание.

 Почему так важно надевать аппараты на  оба уха?

Применение слуховых аппаратов на оба уха – биноуральное протезирование улучшает восприятие звуков и повышает разборчивость речи. Определение источника    звука при двусторонней потере слуха возможно только      при   биноуральном протезировании. Поскольку практически все дети с поражением слуха страдают двусторонним его снижением, специалисты настоятельно рекомендуют им протезирование двумя аппаратами. 

 Какой аппарат выбрать – заушный  или внутриушной?

 В подавляющем      большинстве случаев для       протезирования детей  применяют заушные    аппараты.  Внутриушные аппараты не рекомендуются для  протезирования детей до 10-летнего    возраста. Детское  ушко постоянно растет, и  индивидуально  изготавливаемый корпус внутриушного аппарата придется часто по мере роста  уха  менять, что и дорого, и хлопотно. Заушные аппараты имеют более прочный корпус. Хрупкий корпус внутриушного аппарата может стать источником травмы при детских играх.  

 Почему ребенку необходимы индивидуальные ушные вкладыши

Качественные индивидуальные вкладыши для протезирования детей –  обязательное требование. Точно повторяя форму слухового прохода и плотно  прилегая к его стенкам, индивидуальные вкладыши способствуют:

  • предотвращению свиста аппарата,особенно при протезировании мощными аппаратами;
  • лучшей  передаче усиленного аппаратом звука на барабанную перепонку;
  • прочной фиксации аппарата за ухом;
  • снижению нагрузки на кожу - не трут и не раздражают кожу.

Так как уши детей растут с разной скоростью, важно понимать, когда подошёл срок для замены индивидуального вкладыша. Когда возникает акустическая обратная связь (свист), это является признаком того, что ухо ребёнка выросло, и пора изготовить новый индивидуальный вкладыш.

Для маленьких детей следует изготавливать не реже одного раза в полугодие новый индивидуальный ушной вкладыш. 

 Внутриушной вкладыш для ребенка до 10-летнего возраста, а то и старше, должен быть «мягким», то есть изготовленным из специального материала, приобретающего эластичность от тепла тела.

 По материалам  Интернет – источника http://sluhpraim.ru/