Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка 

 

(Материалы  предоставлены РПМПК г. Алматы)

 

В домашней условиях дети с гиперактивностью нуждаются в следующем:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

-   стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопони­мании;

- старайтесь быть последовательными  в воспитании (все запреты должны быть обоснованными и  понятными ребенку, их должно быть немного,  эти запреты должны действовать независимо от вашего настроения, занятости, состояния вашего самочувствия и т.п.);

-   реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо­бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи­руйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

-   повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

-   выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

-   для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  1. Изменение психологического микроклимата в семье:

-   уделяйте ребенку достаточно внимания;

-   чаще проводите досуг всей семьей;

-   не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  1. Организации режима дня и места для занятий:

-   установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи; ( продуманная организация времени и пространства – организует, упорядочивает  поведение ребенка; придумайте и используйте различные правила,  ритуалы;

-   чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь;

- избегайте влияния отвлекающих факторов во время выполнения ребенком домашнего задания (включенный телевизор, магнитофон, компьютер, посторонние разговоры в комнате, где занимается ребенок, нахождение в поле зрения ребенка посторонних предметов, игрушек и т.п.);

  1. Специальная программа   поведения родителей:

-  придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

-  не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте, лишение удовольствия, лакомства, привилегий, «холдинг» или простое удержание ребенка в «железных объятиях»;

- чаще хвалите ребенка! Эти дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. По­стоянно поощряйте  желательное поведение ребенка и игнорируйте  нежелательное;

- используйте чаще метод «обратной связи», вместо наказаний и наград – анализ того, что сделал ребенок (что сделал, хорошо, где ошибся).Очень важно проговаривать, что сделано правильно,  что нет. В последующем привлекайте самого ребенка к анализу собственной деятельности и поведения.

- поощрения и наказания должные быть реализованы сейчас и сразу. Не нужно аппелировать к будущему («потом получишь  награду»)

-  составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

-   постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком;

- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

-    помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

- начинайте с легких заданий, чтобы создать ситуацию успеха (трудности не мотивируют ребенка к продолжению деятельности), затем сложные задания, а заканчивать домашние уроки – легкими заданиями;

-  не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­ких звеньев; Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка роди­телями.

              Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными. Это  проблемы поведения не по вине родителей или ребенка, они требуют своевременной ди­агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Преодолеть или сгладить признаки такого поведения  возможно при условии, если комплекс психолого-медико-педагогических мероприятий проводится своевременно  (в возрасте 5—10 лет)

 

Рекомендации родителям гиперактивного и невнимательного ребенка

Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.

  1. Помните, что эти дети нуждаются в систематизации.
    Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
  2. Определите правила.
    Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
  3. Повторяйте указания.
    Записывайте указания. Проговаривайте их. Детям нужно слышать одно и то же более одного раза.
  4. Поддерживайте постоянный зрительный (глазной) контакт.
    Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с гиперактивностью "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.
  5. Установите границы.
    Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
  6. Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно.
    Повесьте список на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков гипеактивных и невнимательных детей - откладывания дел на потом.
  7. Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам.
    Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
  8. Позволяйте ребенку спасительную отдушину.
    Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
  9. Позаботьтесь о постоянной обратной связи.
    Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете.
  10. Разбивайте длинные задания на более короткие.
    Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с гиперактивностью. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать".
    Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
  11. Расслабляйтесь. Дурачьтесь.
    Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Этим детям нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. "Воздействие" на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.
  12. Однако остерегайтесь перевозбуждения.
    Подобно чайнику на плите, дети могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.
  13. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно.
    Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов гиперактивных и невнимательных детей является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
  14. Используйте трюки для улучшения памяти.
    У них нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью, которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
  15. Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали.
    Поскольку для большинства детей с гиперактивностью наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.
  16. Упрощайте указания. Упрощайте выбор.
    Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.
  17. Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя.
    Дети с гиперактивностью часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
  18. Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка.
    Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.
  19. Дети положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.
    Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.
  20. Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане.
    Многие дети с гиперактивностью кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
    Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., - к примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого".
  21. Пользуйтесь разными игровыми средствами.
    Игровая мотивация улучшает детей с гиперактивностью.
  22. Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно.
    Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.
  23. Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
    Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра.
    Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребенка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.
  24. Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
    При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.
  25. Проводите физзарядку.
    Один из лучших способов воздействия на детей и взрослых с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
  26. Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения".
    Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся.

 

Модификация поведения – это программа, которая основывается на поощрении позитивного поведения ребенка с целью достичь того, чтобы такое поведение стало более частым и привычным. Претворение этой программы в жизнь требует от родителей осторожного планирования, обязательства, терпения и взаимодействия со всеми теми, кто заботится о ребенке.

  1. Оцените и восстановите ваши отношения

Посвятите время оценке ваших отношений. Напряженные отношения, которые формировались в течение долгого времени, могут разрушить любую новую программу. Если вы привыкли раздражаться и сердиться каждый раз, когда ваш ребенок плохо себя ведет, или если вы все чаще кричите и наказываете его, но безрезультатно, попытайтесь сначала постепенно восстановить отношения. Несколько раз в день обратите внимание на то, что ребенок делает хорошо. Если необходимо, создайте для вашего ребенка такую ситуацию, чтобы он повел себя хорошо, и похвалите его. Изменение способа выражения ваших мыслей в разговоре с ребенком может иметь огромный эффект. Если вы послали ребенка навести порядок в его комнате, через 15 минут заходите в комнату и замечаете, что почти ничего не убрано, разве вы немедленно не укажете ребенку на то, что он ничего не сделал? Попробуйте изменить свою точку зрения: похвалите ребенка за любую мелочь, которую он уже сделал, и дайте указания, что делать дальше. Например, вместо того, чтобы сказать: "Ты все еще ничего не сделал. Разве я не просил тебя убрать в комнате? Что ты делал все это время?", - вы можете сказать: "Ого, похоже, ты собрал все кубики, что были разбросаны на полу. Теперь давай собери остальные игрушки и сложи их в ящик. Я вернусь через 5 минут, чтобы посмотреть, как ты справляешься". Каждые 5 минут вы возвращаетесь, чтобы похвалить и дать следующие указания. Если за эти 5 минут была убрана только одна игрушка, покажите ребенку, что вы заметили его старание. И даже если ребенку потребуется 3 часа для того, чтобы навести порядок, который вы, возможно, смогли бы сделать за 10 минут, в конце концов перед вами будет ребенок, который может с гордостью смотреть на свою комнату.

 По мере того, как будет меняться ваше отношение к ребенку и вы начнете видеть "полную половину стакана", вы заметите, как меняется отношение к вам вашего ребенка. Ребенок, у которого когда-то не было ни одной причины понравиться родителю, теперь будет пытаться найти способ заслужить вашу похвалу.

  1. Выберите поведение

Дети с СДВГ склонны к "информационной перегрузке". Чтобы помочь им вырабатывать лучшие привычки и поведение, вам необходимо выбрать одно определенное поведение, над которым вы хотите работать в данный момент. Позже, по мере продвижения вашей программы, можете добавить еще один или два вида поведения, но в начале работайте только с одним.

Возможно, вы хотите выбрать "не огрызайся", "не бегай по дому", "не будь агрессивным с братьями", "заканчивай домашнюю работу" и т.д. Начните с поведения, которое имеет наибольший отрицательный эффект на жизнь вашего ребенка и его самооценку.

Как только вы выбрали поведение, удостоверьтесь, что оно является конкретным. Возможно, вы должны разбить задачу на меньшие части. Например, если вы хотите, чтобы ребенок не огрызался, что именно вы имеете в виду? Конкретно объясните ребенку, чего вы от него ожидаете. Вы подразумеваете, чтобы ваш ребенок не огрызался с вами, вашим супругом, его учителями, соседями, или вы хотите начать с одного человека? Что именно вы считаете огрызанием? Что ваш ребенок может сказать вместо того, что обычно вылетает из его уст? Запишите приемлемые и неприемлемые фразы.

Смотрите на свои цели реально. Удостоверьтесь в том, что выбранная вами цель достижима. Если возможно, настройте вашего ребенка на несколько ближайших успехов. Создайте ситуации, в которых вы сможете похвалить вашего ребенка за то, как он реагировал и как говорил.

  1. Выберите способ поощрения

Поощрение не должно быть денежным, однако, возможно, вы захотите включить материальное вознаграждение за продолжительный период соответствующего поведения. Меньшие достижения можно поощрять наклейками, звездочками или только словами: "Ты замечательно справился". Поощряйте как можно чаще. В начале вы можете реагировать на поведение по многу раз в день. (Отмечайте каждый раз, когда ваш ребенок разговаривает с кем-то уважительно.) Соответственно постройте систему вознаграждений. Если вы даете наклейки, вы можете начать с наклейки за каждые 15 минут, за которые ребенок не огрызался. После определенного количества наклеек он может получить более ощутимую награду, например, видеокассету напрокат или посещение друга.

  1. Выберите ответную реакцию

Спокойно реагируйте на результаты. Как только вы позволите себе расстроиться из-за поведения ребенка, он будет знать, что все еще может вызвать у вас такую реакцию. Используйте перерывы. В течение перерыва не проводите никаких бесед с ребенком, он не должен участвовать ни в каких мероприятиях или обсуждениях. Ребенка следует мягко отдалить от окружения и оставить в покое на несколько минут.

Часто, как только программа поведения уже настроена, родители жалуются, что поведение становится хуже. Это в общем-то нормально. Дети научились полагаться на вашу ответную реакцию. Они привыкли понимать и связывать ваше реагирование с вашей заботой. Поэтому вполне естественно, что им необходима ваша реакция. Будьте настойчивы, и скоро ребенок воспримет вашу новую реакцию как единственно правильную. Ребенок начнет пытаться получить вознаграждение, зная, что реакции на плохое поведение больше не существует.

  1. Будьте последовательны

Последовательность – это ключ. Если вы не будете придерживаться вашей системы п

оощрений, то у ребенка не будет достаточной мотивации правильно себя вести. Если вы будете непоследовательно реагировать, то ваш ребенок будет по-прежнему плохо себя вести, рискуя, что на сей раз вы не сдержитесь.

  1. Вносите разнообразие

Вы можете разнообразить вашу программу поведения, не меняя правил. Вы можете каждый день менять способ вознаграждения. Один раз это может быть разрешение позже идти спать, в другой – фруктовое мороженое после обеда, в третий – посещение друга. Старшие дети, возможно, захотят поработать, чтобы иметь деньги для каких-то своих целей. Внося разнообразие, вы позволите ребенку не скучать на новом пути. Правила должны остаться теми же, но перемена реакции может помочь поддержать их "свежими".

  1. Продолжайте работать над другим поведением

Как только вы почувствуете, что ваш ребенок справился с начальным поведением, двигайтесь дальше. Используйте те же самые ступени, чтобы выстроить определенную систему целей, пооощрения и реагирования. Хотя этот процесс эффективен со всеми детьми, но похоже, что особенно хорошо это получается с детьми с СДВГ. Программа модификации поведения обеспечивает структуру, необходимую детям с СДВГ, чтобы преуспеть. Кроме того, дети с СДВГ склонны испытывать затруднения, если реакция на их действие не происходит одновременно или вскоре после того. Обеспечение немедленной реакции и вознаграждений помогает удержать ребенка сосредоточенным и на правильном пути. Наконец, помогает использование краткосрочных целей. Ребенку намного легче хорошо вести себя в течение 15 минут, чем на протяжении всего дня. Разделение дня на короткие интервалы может помочь в создании у них желания преуспеть.