Рекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности детей третьего года жизни.

 

(Материалы предоставлены РМПК г.Алматы)

 

Как развивать познавательную деятельность ребенка.

В умственном развитии ребенка игры-занятия с дидак­тическими игрушками по-прежнему занимают важное место. Дети двух лет  уже имеют навыки игры с этими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в более сложных вариантах. При этом обращается внимание на выполнение мелких и точных дей­ствий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках и других расписных игрушках.

Ребенок анализирует свойства предметов, находит за­кономерности в них, сравнивает их между собой. Эти уме­ния позволяют детям 3-го года жизни решать более слож­ные задачи на подбор, группировку, соотнесение предме­тов с ориентировкой на 2 свойства одновременно (цвет и форму). Они выполняют эти задания сравнительно легко, меньше прибегают к практическим сопоставлениям, мень­ше опираются на наглядность, решая уже часть действий в умственном плане.

Так же, как и на 2-м году жизни, используется 5 видов дидактических игрушек: для нанизывания (различные пи­рамидки); объемные геометрические фигуры для вклады­вания и выкладывания (шары, кубы, конусы, цилиндры); сборно-разборные трехместные матрешки, яйца, бочата и др  .

Если ребенок 2-х лет собирает пирамидку из 4-5 пос­ледовательно уменьшающихся колец с помощью взрос­лого, то на 3-м году его обучают выполнению этого зада­ния самостоятельно. С этой целью вначале предлагают собрать одноцветные пирамидки из 4-5 колец, а затем собрать 2 такие же пирамидки красного и синего или желтого и синего цветов, т.е. с ориентировкой одновре­менно на величину и цвет колец.

От 2,5 до 3 -х лет дети уже умеют собирать пирамидки путем чередования деталей по цвету, форме или величине, т.е. действуют в определенной системе вначале по показу, а затем по словесной инструкции.

Игры с объемными геометрическими фигурами (шара­ми, кубами и др.) усложняются за счет выполнения дей­ствий, требующих более тонкой зрительной дифференцировки. Дети в возрасте 2-2,5 лет уже вкладывают в зани­мательную коробку предметы одинаковые по форме, в трех величинных соотношениях: большой, поменьше, маленький.

Различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенку 3-го года жизни: воспитывают умственно, физически и эстетически, повышают работоспособность, формируют желание и уме­ние учиться.

Научите показывать по просьбе большой и маленький предмет.

  1. Соберите коллекцию больших и маленьких вариантов предметов одного типа (большой и маленький конверты, карандаши, камни, ботинки, куртки, тарелки, машинки, стулья, печенье и т.д.).

В  течение недели сами  пока­зывайте  и называйте  ребенку большие и маленькие пред­меты. После этого начинайте просить ребенка показывать большие и маленькие предметы.

Положите перед ребенком большой и маленький карандаши. Попросите его провести по бумаге линию большим карандашом. В случае успеха похвалите ребен­ка. Повторите с другими предметами.

  1. Попросите ребенка найти в доме большие и малень­кие предметы.
  2. Закрепляйте данные понятия в движении: предложите ребенку сделать большие и маленькие шаги, большие и маленькие прыжки, сесть на большой и маленький стульчик и т. д.

 

Научите различать предметы различной формы.

Сделайте «поверхность с отверстиями» круглой, треугольной и квадратной формы из коробки из-под обуви. Выпилите из фанеры или вырежьте из толстого картона несколько фигур соответственно отверстиям. Покажите ребенку, что от него требуется, сбросив в отверстие одну  фигурку. Затем дайте ребенку другую фигурку и, если необходимо, покажите   куда вставлять фигурку. Помо­гите ребенку, направляя его руку к отверстию,   Сокращай­те свою помощь по мере приобретения им этого навыка. Постоянно хвалите ребенка за успехи.

Положите формы рядом с соответствующими отверсти­ями и пусть ребенок вставит их в нужное место. Хвалите ребенка после каждого правильного ответа. Обведите отверстия разными цветами, чтобы ребенку нужно было сбросить красный круг в красное отверстие или синий тре­угольник в синее отверстие или оранжевый квадрат в оранжевое отверстие. Когда ребенок научится справлять­ся с таким заданием, уберите подсказку - цвет.

Научите собирать пирамидку из 4-5 колец одного цвета.

Поставьте перед малышом пирамидку, собранную по убывающей величине колец. Предложите разобрать ее. Сначала научите снимать крышечку, затем кольца. По мере того, как ребенок собирает пирамидку, давайте ему устные указания: «Возьми самое большое колечко и надень его на палочку». Из оставшихся колец вновь найти самое боль­шое и надеть на стержень. Таким образом собрать всю пирамидку (от самого большого до самого маленького ко­лечка).

Научите собирать матрешку, состоящую из 4-х матрешек.

Возьмите две одинаковые  игрушки и пусть ребенок копирует ваши движения по мере того, как вы будете собирать матрешку.

По мере того, как ребенок собирает матрешку, давайте ему устные указания: Возьми самую маленькую матрешечку. Молодец! Теперь найди самую маленькую матрешечку из оставшихся и вставь маленькую в ту, что побольше».

Если вы пользуетесь матрешкой, состоящей из 5 мат­решек, дайте ребенку сначала только первые две матреш­ки. Пусть он сам выберет матрешку, следующую по раз­меру. Ему это будет легче это сделать, поскольку придется выбирать из меньшего числа предметов. Когда он выбе­рет нужную матрешку, предложите ребенку еще одну.

Необязательно пользоваться матрешкой: можно брать и другие игрушки, устроенные по такому же принципу (яйца, бочонки).

Научите подбирать геометрическую фигуру к ее изобра­жению на картинке.

Начните с того, что покажите ребенку, что следует де­лать. Покажите мяч и картинку, на которой изображен мяч. Попросите ребенка сделать то же самое.

Возьмите круги, квадраты и треугольники. Пусть ребенок подбирает формы. Начните с того, что дайте ребенку по­добрать синие квадраты к нарисованным синим квадратам, чтобы цвет служил дополнительной подсказкой. Пос­ле того, как ребенок научится подбирать формы к раскра­шенным рисункам этих форм, переходите к нераскрашенным (контурным) очертаниям этих форм.

Научите ребенка рисовать линии.

Пользуйтесь мелом, толстыми карандашами, цветными карандашами, маркерами и фломастерами. Прикрепите бумагу к стене. Пусть ребенок понаблюдает за тем, как вы проводите вертикальную линию сверху до самого низа. Попросите ребенка сделать то же самое.

Если нужно, помогите ему. Сделайте картонный трафа­рет, чтобы с его помощью направить вниз линию ребенка. Таким же образом научите ребенка рисовать горизонталь­ную линию, круг, квадрат, треугольник.

Научите подбирать предметы по цвету.

Начните с двух цветов красного и белого; подберите несколько кубиков: красного и белого цветов. Расклады­вайте кубики в две кучки: красные в одну, белые - в другую, при этом проговаривая: «Красные - сюда, белые - вот сюда».

Предложите ребенку самому разложить кубики по цвету. Если нужно, направляйте его руку и помогите правильно разложить кубики в кучки.

Затем научите его по вашей просьбе показывать кубик того или иного цвета. Используйте другие предметы ок­ружающего быта.

Когда ребенок научится различать цвета по названию, попросите его сначала повторять за вами, а затем самому называть цвета.

Когда ребенок усвоит два цвета, добавьте еще один си­ний, а затем по одному: желтый, зеленый, черный.

 

 

Радуйтесь успехам ребенка, чаще хвалите его.