Памятка для родителей

Как помочь благоприятному социальному развитию ребенка

(Материалы предоставлены РПМПК)

 

Первый год жизни.

  1. Малышу очень важно для ощущения безопасности и эмоционального комфорта чувствовать любовь и внимание матери. Проявляйте это внимание и любовь разными способами:

- смотрите в глаза ребенку, улыбаясь и с выражением доброжелательности;

-  ласково разговаривайте с ним, называя его по имени, ласковыми прозвищами, высказывайте свою любовь к нему, несмотря на то, что он не понимает обращенной речи;

- чаще берите на руки ребенка, обнимайте его, дайте ему возможность, трогать, щупать, чувствовать Вас.

- играйте с ним в разные игры: «Ку-ку». «ладушки», предлагайте ему разные игрушки, показывайте как играть. Терпеливо ждите, если ребенок не сразу делает, как бы Вам хотелось. Помогайте ему, ласково поддерживая и одобряя его.

  1. Ближе к году уже можно приучать ребенка выполнять правила поведения, выражаемым слова­ми «нет» и «нельзя». При этом очень важно, чтобы запреты, исходящие от Вас не вызывали у ребенка отрицатель­ных эмоций по отношению к Вам, не уменьшали бы любви ребенка к маме. Это означает, что уча ребенка подчиняться запретам, надо постараться обойтись без наказаний и уг­роз.

- Твердо и решительно говорите «нельзя», когда ребе­нок делает что-то непозволительное или когда он может оказаться в опасности. Качайте при этом головой и выра­жайте свое отношение мимикой и жестами. Если ребенок не слушается, физически остановите его или вообще заберите его из этой обстановки. Избегайте употреблять «нельзя» слишком часто. Говорите «нельзя» только когда,  это безусловно необходимо и избегайте опасных ситуа­ций по возможности убрав бьющиеся или опасные вещи подальше от ребенка.

Второй год жизни

Для ребенка в этом возрасте существует лишь одна главная фигура привязанности, обычно мама. Он разделяет ее установки, эмоции, переживания. Он повторяет каждое движение матери, хочет все то же самое, что есть у нее, требует, чтобы она все время была для него. Это необходимо ему для того, чтобы чувствовать себя уве­ренно, безопасно и спокойно продолжать исследовать ок­ружающее. Поэтому для психического развития ребенка очень важно родительское присутствие, их последователь­ная любовь, внимание к его чувствам и потребностям, эмо­циональная поддержка его действий.

  1. Чаще проявляйте внимание и безусловную (просто так, без повода) любовь к ребенку. Для этого используйте ласковый взгляд, добрые слова, объятия и поцелуи, совместные игры и занятия. Если Вы будете обращать внимание на него, только если, он что-то сделал не так, (т.е. для высказывания недовольства им), то он может чувствовать себя не очень любимым и между вами могут не сложиться чувства любви и доверия к друг другу.

Разумеется, это не означает, чтобы мама все 24 часа в сутки должна быть рядом с ребенком, неизменно удов­летворяя все его потребности. Вы исходя из своих возможностей составите режим для себя и своего ребенка, а также для лица которое ухаживает за ребенком (бабушки, няни). Важно не сколько времени вы проводите с ре­бенком, а как?

  1. Если вы решили уделить время ребенку, то будьте с ним последовательно «здесь и сейчас». Старайтесь заме­чать   и   понимать сигналы   ребенка   и   знать,  когда ему необходима ваша поддержка и помощь, а когда его можно просто выслушать.
  2. Уважайте своего ребенка - это значит позвольте ему быть отдельным и независимым от вас. Не ограничивайте ре­бенка в самостоятельном изучении окружающего, не навя­зывайте собственных способов действий, позвольте ему самому выбирать, что делать и что чувствовать по поводу своей деятельности. Воспитать самостоятельного и компетентного взрослого можно лишь, позволяя ребенку самостоятельно экспериментировать, практиковаться, испытывать радость и гордость и чувство всесилия от своих действий.
  3. Уважая то, с чем обращается к вам ваш ребенок, вы узнаете его потребности и тем самым снижаете его тре­вожность. Если вы отзывчивы к его сигналам, то ребенок лучше будет управляемым и учиться управлять своим по­ведением у вас.
  4. Важно знать, что ребенок имеет право испытывать и выражать различные чувства, в том числе недовольство, обиду, злость и гнев. Очень важно, чтобы ребенок не таил, не прятал эти эмоции, а выражая их, учился постепенно с помощью взрослого управлять ими. Поэтому не реаги­руйте сразу на тот или иной проступок ребенка. Всегда спрашивайте: «Почему?» («Почему так поступил?», «Почему огорчен?») Постарайтесь понять, почему так поступил и чем недоволен ребенок, выразить это понимание ему и переве­сти негативные эмоции на позитивные: «Ты огорчен и злишься потому что не можешь сложить домик из куби­ков? Я понимаю тебя. Давай попробуем сложить вместе» или «Ты злишься и раскидываешь игрушки, потому что тебе не дают поиграть с этой вазой? Я понимаю, я бы тоже злилась, но с этой вазой играть нельзя она может разбиться... Посмотри сюда, что у меня есть... Можешь по­играть».
  5. Дальнейшее успешное развитие ребенка как члена об­щества (семьи) также как и обеспечение его личной безо­пасности требует, чтобы ребенок усвоил определенные правила поведения. Малышу жизненно необходимы ваши указания, правила и запреты. Ребенок, которому не дали четких правил и ог­раничений поведения, чувствует тревогу, растерянность и даже раздражение и злость. Это происходит потому, что он не знает как ему вести себя в той или иной ситуации, пони­мать - опасна она для него или безопасна, что можно делать и получить за это внимание и поддержку взрослого, а что делать не следует, так как это вызывает его недовольство.

 Помните:  дисциплина без гнева наиболее эффективна. Выражай­те свои замечания и недовольство спокойным тоном. Сильные эмоции - злость, гнев, ярость - часто пугают ребен­ка или слишком сильно злят его. В таком состоянии дети не могут слушать и учиться. Эффективная дисциплина - это, главным образом, указания и четкое разграничение: что хорошо, что плохо.

Для того, чтобы ребенок  приучился быстро и безоговорочно подчиняться запретам, очень важно,  чтобы требования, исходящие от Вас  не вызывали у ребенка отрицатель­ных эмоций по отношению к Вам, не уменьшали бы любви ребенка к маме. Это означает, что уча ребенка подчиняться запретам, надо постараться обойтись без наказаний и уг­роз.

- Твердо и решительно говорите «нельзя», когда ребе­нок делает что-то непозволительное или когда он может оказаться в опасности. Качайте при этом головой и выра­жайте свое отношение мимикой и жестами. Если ребенок не слушается, физически остановите его или вообще заберите его из этой обстановки.

      - Используйте куклу-петрушку (надевающуюся на руку) для обучения ребенка прекращать действия, когда ему го­ворят «нельзя» или «перестань». Разыграйте сцену, когда кукла делает что-то плохое, и Вы говорите ей «нельзя». Пусть кукла прекратит это делать немедленно. Обратите внимание ребенка на поведение куклы.

      - Если ребенок обращается с игрушкой так, что ее пор­тит (например, бьет машинкой об пол), скажите «Не надо, перестань», возьмите у него из рук игрушку и покажите, как надо с ней обращаться (например, начните катать машинку). Сделайте эту игру привлекательной и приятной для ребенка.

Избегайте употреблять «нельзя» слишком часто. Говорите «нельзя» только когда,  это безусловно необходимо и избегайте опасных ситуа­ций по возможности убрав бьющиеся или опасные вещи подальше от ребенка. Будьте    настойчивы, если вы уже сказали «нельзя».

  

Третий год жизни

 

( cледует использовать первый пункт рекомендаций по второму году жизни или другие при необходимости)

 

  1. Ребенок, занимаясь разнообразной деятельностью, гор­дится своими успехами и очень чувствителен к похвале или нареканиям в свой адрес. Очень важно эмоционально поддерживать вашего малыша, высказывать восхищение им. Если родители хвалят своего ребенка, а не только попре­кают, позволяют ему делать, в разумных пределах, то, что ему хочется, то у него развивается самоуважение и высо­кая самооценка. Такой ребенок, уверенный в себе и в родительской любви, спокойно выдержит критику, упреки и даже наказание, если заслужил. Он, прежде всего, задума­ется чем вызвано родительское недовольство, а не отреа­гирует непослушанием и капризом.
  2. Выражайте свое недовольство ребенку, когда это необ­ходимо; но делайте это мягко, как бы между прочим, не фик­сируйтесь только на плохих проступках, какими бы ужасны­ми они вам не казались.

Лучше, если вместо упрека за его плохое поведение или непослушание, выразить ему свое огорчение: как жаль, что малыш ошибся и поступил неправильно, ведь он и сам теперь расстроен из-за этого. Если ребенок почувствует ваше расположение к нему, ему легче будет исправить свое поведение, а не упрямиться. Более того, он испытывая не­довольство, обиду или злость, будет также, как и вы кор­ректно выражать эти негативные чувства.

  1. Очень важно сразу приучать ребенка к социальным нор­мам поведения и конструктивным способам взаимо­действия. Это значит, что ребенок должен выполнять определенные режимные моменты (убирать игрушки или идти спать), требования и просьбы взрослых (но их не должно быть слишком много). Он также должен уметь соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами дру­гих и считаться с ними, доброжелательно просить об ус­луге и также оказывать ее, уметь поделиться с кем-то или отказать и не дать себя в обиду.
  2. Ребенка нужно учить, какие вещи (игрушки) принадлежат ему, и он может сам ими распоряжаться, а какие вещи при­надлежат другим людям, и он их или вообще не должен трогать или должен каждый раз просить на это разреше­ния.

    - путешествуя с ребенком по квартире, показывайте ему разные вещи и говорите «Это папины туфли», «Это мамины духи», «Это Сашин (брата) компьютер» и т.д.

  1.  Важно приучить ребенка хорошо относиться к другим людям, уметь делиться с ними своими вещами (игрушками) и жалеть и утешать их, если они попали в беду. Доброжелательное отношение к другим людям откроет ребенку путь в компанию сверстников, к участию в коллек­тивных играх.

В этом возрасте ребенок протягивает игрушку взрос­лому, чтобы ее показать, но еще не намерен ее отдать. Это первый шаг к тому, чтобы делиться собственностью с дру­гими. Моделируйте сами такое поведение, протягивая иг­рушку для показа ребенку. Просите ребенка «Покажи мне куклу», «Покажи папе книгу» и т.д. Пусть ребенок держит игрушку в своих руках, когда вы говорите о ней, например, показываете, где у куклы носик, где глазки, где ручки и т.д. Пусть ребенок держит книжку в своих руках, когда вы пока­зываете ему в этой книжке картинки. Ребенок,  таким обра­зом усвоит, что можно делиться предметами, не теряя их при этом.

  1. 6. Предоставляя ребенку возможность действовать неза­висимо от вас, следует помнить, что отделение требует бди­тельности и руководства с вашей стороны. Дети могут быть сверхконфликтны, слишком беспокойными в ходе сво­ей исследовательской деятельности. Они упрямы: не хо­тят менять что-то или останавливаться. Требуют то одного, то другого, испытывая вас, как вы будете реагировать. Вам же необходимо устанавливать ограничения для ребенка и свою модель поведения.

- Вы устанавливаете определенный режим для ребенка (подъем, кормление, прогулка, игры, уборка игрушек, сон и т.п.) и каждодневным выполнением его приучаете ребенка к соблюдению правил и норм поведения. Если ребенок заранее знает (с ним заранее договариваются, ему напоминают), что его ожидает, то ему легче принять это позже, согласиться выполнить требование родителей, даже, если не хочется.

 Помните, что ребенок усвоит правила поведения, если вы неизменно и постоянно будете требовать от него их выполнения. Если что-то происходит неизменно каждый день, этому легче научиться. Постоянство создает посто­янный способ или модель поведения. Режим создает мо­дели поведения. Эти модели поведения сохраняются у ребенка как «образ памяти» и переходят позже, в само­дисциплину и самоконтроль.

-  применяйте ограничения и запреты постепенно. Точно также учите пра­вилам поведения. Выберите лишь несколько правил и помогите ребенку медленно научиться им. Дети начинают учиться правилам пове­дения, наблюдая их. Они копируют поведение родителей. Если родители сами выполняют то, чего они хотят от ре­бенка, например, убирают игрушки, то ребенок скорее все­го, охотно последует за ним. Самый эффективный способ обучения правилам - когда Вы,  требуя от ребенка что-то сделать, сами это делаете.

- сталкиваясь с непослушанием, упрямством, капризами, протестным криком или плачем, агрессивностью ребенка старайтесь придерживаться следующей тактики поведения. Сначала выразите сочувствие тем чувствам (но не формам их выражения) которые он испытывает. Например «Я понимаю, что ты злишься,  тебе очень обидно и не хочется идти спать (убирать игрушки, перестать смотреть телевизор и т.д.). После выражения сочувствия ему, следует сообщить, что «мы договаривались, что после игры, ты пойдешь спать. Ты хочешь, чтобы я пошла с тобой и рассказала тебе в постели сказку?» В некоторых случаях упрямства легче незаметно для ребенка помочь ему принять правильное решение. Например, если ребенок  не хочет идти на улицу, не уговаривайте его, а предложите ему самому сделать выбор «Ты какую куртку наденешь красную или синюю? Или «какую игрушку возьмешь с собой мяч или машинку?»

В некоторых случаях реагируйте на неприемлемые действия ребенка неожиданным спосо­бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи­руйте его, не обращайте на него внимания, оставьте в комнате одного и т. д.).

 Помните, что для детей первые модели взаимодействия становятся моделью всех взаимодействий вообще. Дети ожидают, что все другие взаимоотношения будут похожими на их пер­вый опыт. Поэтому важно, как взрослые общаются между собой и с ребенком, как выражают свои эмоции, как ведут себя по отношению к друг другу. Накапливая эти модели поведения в памяти, ребенок будет их использовать их в дальнейшем.

 

Дошкольный и школьный возраст

 

  1. Чаще проявляйте внимание и безусловную (просто так, без повода) любовь к ребенку. Для этого используйте ласковый взгляд, добрые слова, объятия и поцелуи. Чаще проводите досуг всей семьей, совместные игры и занятия, разговоры и обсуждения по интересующему его поводу.

Если Вы будете обращать внимание на него, только если, он что-то сделал не так или провинился, (т.е. для высказывания недовольства им), то он может чувствовать себя не очень любимым ценным для Вас;  между вами могут не сложиться чувства любви, уважения и доверия к друг другу.

  1. Внимательно слушайте ребенка. Так Вы показываете ему, что его мнение важно и ценно для Вас. Это укрепляет его уважение к самому себе и к Вам.
  2. Старайтесь чаще хвалить ребенка, поощрять и поддерживать для него. Находите для этого, даже незначительный повод. Очень важно поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка, высокую (но не завышенную самооценку) Дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. По­стоянно поощряйте желательное поведение ребенка и игнорируйте нежелательное;
  3. Избегайте и не допускайте таких слов и действий, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость.  Проявляйте свое недовольство ребенком (мысли и чувства) без агрессивности. Вы можете честно говорить и выражать ребенку  неприятные для него вещи, проявляя при этом уважение к нему.
  4. В конфликтных ситуациях старайтесь разговаривать так, чтобы результатами разговора были довольны оба участника ( родители и ребенок).
  5. Если ребенок поступает плохо, то следует говорить о конкретной ситуации или конкретном поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений, прогноза дальнейшей судьбы ребенка (например фраз типа «Ты вечно разбрасываешь и не убираешь игрушки». «Ты лентяй и неряха». «Ты никогда не станешь хорошим, вырастишь хулиганом».
  6. Сталкиваясь с плохими поступками ребенка старайтесь придерживаться следующей тактике поведения. Сначала выясните - почему так ребенок поступил. Возможно за его провинностью, ложью, агрессией и т.д. лежат уважительные причины. После этого выразите сочувствие тем чувствам ( но не формам их выражения) который он испытывал. Например «Я понимаю, что ты сильно разозлился, тебе было очень обидно, когда Миша отобрал у тебя игрушку». После выражения сочувствия ему, следует сообщить, что так проявлять так нельзя. « Но даже если ты сильно злишься и расстроен нельзя бить детей по голове, кусать их и т.д.Это плохо). Далее следует обсудить с ребенком, как будет лучше поступать в таких случаях.

В некоторых случаях реагируйте на неприемлемые действия ребенка неожиданным спосо­бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи­руйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

  1. Старайтесь быть последовательными в воспитании (все запреты должны быть обоснованными и  понятными ребенку, их должно быть немного,  эти запреты должны действовать независимо от вашего настроения, занятости, состояния вашего самочувствия и т.п.);
  2. Не допускайте семейных конфликтов и ссор между взрослыми в присутствии ребенка.
  3. Организуйте режим дня и место занятий для ребенка:

-   установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

-   чаще показывайте ребенку, как лучше действовать, вести себя в той или иной ситуации, помогите выполнить за­дание.

  1. Придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шее поведение выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля ( с 6 лет);
  2. Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте, лишение удовольствия, лакомства, привилегий, или простое удержание ребенка в ласковых, но «железных объятиях»;
  3. Для школьников, испытывающих трудности в усвоении новых социальных правил:

-  составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

-   постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком;

- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

-    помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

-  не давайте одновременно несколько указаний.